Производство

"Общество как динамическая система" презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Общество как динамическая система Общество как сложная динамическая система обществознание презентация




Социология Наука о наиболее общих проблемах специфически человеческих взаимоотношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками Огюст Конт () Французский философ, родоначальник позитивизма, основоположник социологии


Смысл понятия «общество» Понятие «общество» Совокупность всех людей, живущих на Земле, и взаимодействий между ними Относительно замкнутая и независимо существующая часть единого человеческого общества Организация людей, объединившихся по каким-либо причинам Человеческое общество Нация Религиозная община, общество книголюбов


















Формы связи элементов в социальной системе Причинно- функциональная интеграция, при которой различные элементы влияют друг на друга и на систему в целом, причём исключение одного из элементов и перенесение его в другую систему влекут за собой изменение структуры и функций целого Семья










Экономическая сфера это то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы землю капитал труд управ- ление создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяют жизненно важные потребности людей в пище в жилье в досуге


Участие в экономической жизни общества Прямое участиеКосвенное участие Экономически активное население % населения РабочиеСлужащие Крестьяне Предприниматели Потребители товаров и услуг 100 % населения
















Главные задачи духовной сферы Наука Призвана открывать новые знания в естественной, технической и гуманитарной областях Образование Должно передавать знание, открытое учёным, последующим поколениям Культура Призвана создавать и хранить художественные ценности






Социальная сфера в широком смысле Совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние всего населения Охватывает почти все слои и классы общества В социальную сферу включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, учреждения досуга и развлечения


Социальная сфера в узком значении Только социально незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их Пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, органы социальной защиты и социального обеспечения местного и федерального подчинения












Общественные отношения Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Производственные отношения Экологические отношения Отношения по детопроизводству Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями Моральные отношения Политические отношения Правовые отношения Художественные отношения Философские отношения Религиозные отношения


Основные институты общества Термин «институт» имеет множество смыслов От латинского institutum – установление, устройство, учреждение Узкое техническое значение: название специализирован- ных научных и учебных заведений Широкое социальное значение: совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений



41 Потребности в воспроизводстве людей Институт семьи и брака Потребности в добывании средств существования Экономические институты, производство Потребности в безопасности и социальном порядке Политические институты, государство Потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения Духовные институты в широком смысле, включая науку и культуру







46



Cлайд 1

Особенности социальной системы. Социальные институты Работу выполнила Башлыкова О. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru

Cлайд 2

Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей. Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которых включен каждый человек (нация, класс, семья).Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности- материально производной, социальной, политической, духовной

Cлайд 3

Каждая из этих сфер имеет собственное сложное строение и сама является сложной системой. Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому надо говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней. Иными словами, общество- это сложная система, своего рода Суперсистема.

Cлайд 4

Cлайд 5

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА- ЭТО СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПОТРЕБЛЕНИЯ, ОБМЕНА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И УСЛУГ. Общность экономической сферы. (в % от числа опрошенных по России).

Cлайд 6

Духовная система- сфера человеческой деятельности складывается в процессе производства, потребления, обмена и распределение, хранение информации, знаний, культурных ценностей (наука, образование, искусство, религия)

Cлайд 7

Политическая сфера- это взаимоотношение между государством и обществом, между органами государственной власти, политическими партиями, между государствами и народами.

Cлайд 8

Cлайд 9

Социальная сфера- это условие окружающий повседневную жизнь человеческого общества(семья, школа, образование, работа, здравоохранение) Распределение средств привлеченных дополнительно в социальную сферу...

Cлайд 10

Cлайд 11

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных(различных технических устройств, учреждений), так и идеальных(ценностей, идей, традиций). В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество- динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс»,»регресс», « эволюция», «революция». Следовательно человек- это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Cлайд 12

Социальный институт - система созданных людьми ограничений, выполнение которых поддерживается механизмами принуждения. В качестве механизмов принуждения могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер. Также социальный институт можно определить как: совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определённую общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов поведения; устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. Институты могут быть классифицированы по различным признакам: формальные и неформальные легальные и нелегальные

Cлайд 13

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации. в истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей. - Потребность в воспроизводстве рода; Потребность в безопасности и социальном порядке; Потребность в средствах существования; Потребность в получении знаний, социализации подрастющего поколения, подготовке кадров; Потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Cлайд 14

емья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал.

Cлайд 15

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие. Брак – основа семейных отношений «Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».1 Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта.

Cлайд 16

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».1 Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Cлайд 17

Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

1 слайд

* Общество как сложная динамичная система. Софронова Л.В. МОУ лицей «Созвездие» 131г.Самара

2 слайд

* Практические выводы изученного материала. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представляет собою совместную деятельность людей (не менее 2-х выводов)? Какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды? Как вы считаете, имеет ли значимость для вас изучение общественных дисциплин в школе?

3 слайд

* План изучения нового материала. Общее понятие системы Характерные черты общества как системы. Социальные институты.

4 слайд

5 слайд

6 слайд

* Являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе? В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?

7 слайд

* Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом.

8 слайд

* Задание. Прочитайте пункт №2 параграфа « Особенности социальной системы». Составьте простой план данного текста.

9 слайд

* план Сложный характер социальной системы. Наличие в составе системы разнокачественных элементов. Человек- основной элемент общественной системы. Постоянное изменение общественной системы. Интегративное качество системы как целого. Социальная система -самоуправляемая. Среда общества как системы. Функции общественной системы.

10 слайд

* Задание. Превратите план в тезисы, кратко сформулировав основные положения прочитанного текста. Например. 1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

11 слайд

* Общество как система имеет сложный иерархичный характер, в нем можно выделить различные уровни в виде подсистем.

12 слайд

* Человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества и заканчивая семьей.

13 слайд

* Социальные институты. Важнейшие жизненные потребности Основные виды деятельности. Главные социальные институты. Потребность в воспроизводстве рода. Семейно-бытовая деятельность. Институт семьи и брака. Потребность в безопасности и социальном порядке. Политическая,государственная деятельность. Политические институты, государство. Потребность в средствах существования. Экономическая деятельность. Экономические институты, производство. Потребность в получении знаний, социализации детей. Научная,воспитательная образов. деятельность. Институты науки, образования, культуры. Потребность в решении духовных проблем. Религиозная деятельность Институт религии.

Урок № 2-3

Обществознание, 10

Структура общества.

Общество как динамичная система

Д.З.: § 2, ??, задания (с. 27)

Ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с основными компонентами общества как социальной системы;
  • охарактеризовать главные социальные институты;
  • выявить основные черты социального института

Изучение нового материала

  • Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы. Основные сферы общественной жизни. Социальные институты.
  • Общее понятие системы.
  • Характерные черты общества как системы.
  • Основные сферы общественной жизни.
  • Социальные институты.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

  • Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?
  • Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

Общее понятие системы.

  • Понятие «система» относится к

сложным объектам и механическим , и

биологическим, и социальным. Все они

включают в себя разнородные элементы.

  • Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию.
  • Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Характерные черты общества как системы

  • Сложный характер общественной системы: множество уровней, подсистем элементов
  • Общество как система включает в себя разнокачествен-ные элементы – материальные (классы) и идеальные (добрые люди)
  • Человек включен в каждую из социальных систем
  • Общество отличает динамичность, незавершенность, альтернативность развития, т.к. человек ставит цели…
  • Интегративное качество системы как целого: способность создавать условия для своего существования
  • Социальная система - самоуправляема, самодостаточна
  • Средой общества определённой страны как системы является природа, мировое сообщество
  • Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция

Общество является динамической саморазвивающейся системой, т.к.

мировоззрение,

социальные ценности,

трудовые процессы,

экономические и политические задачи,

религиозные и нравственные установки

  • создаются самими людьми
  • развиваются в ходе истории
  • могут различаться между собой в разные исторические эпохи

Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Экономическая сфера (базис) регулирует вопросы производства собственности, распределения и потребления материальных и духовных благ. Включает:

  • Отношения человека к средствам производства (владеть, пользоваться, распоряжаться)
  • Место человека в системе общественного производства (отношения господства или подчинения)
  • Способ и размер получения доли общественного богатства.
  • Характер деятельности в системе производства (умственный, физический, управления…)

Политическая сфера – управленческая надстройка общества, которая включает в себя

  • политику
  • государство
  • право

и их соотношение и функционирование.


Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Социальная сфера – определенный способ взаимодействия людей, занимающих определенный статус и выполняющих свои роли в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями.

Структурные образования:

  • классы
  • социальные слои
  • нации

в их взаимоотношении и

взаимодействии.


Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Культурная или духовная сфера – отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.


Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека

Базовые потребности человека

Основные сферы общественной жизни

  • Материальные потребности
  • Потребности в контактах, общении
  • Потребность в организованности, мире, законе и порядке
  • Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании
  • Экономическая
  • Социальная
  • Политическая
  • Духовная

Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

  • потребность в воспроизводстве рода;
  • потребность в безопасности и социальном порядке;
  • потребность в средствах существования;
  • потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
  • потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
  • Каково соотношение основных сфер общественной жизни?
  • Каковы приоритеты?

прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен есть, пить и иметь жилище…

Экономика

Политика

Социальные

отношения

Духовная

жизнь


Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей.

Духовная

Политика

Экономика

Социальные

отношения


Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни.

Экономика

Духовная

Социальные

отношения

Политика


Социальные институты

Социальные институты

это общественные образования

  • учреждения,
  • нормы,
  • культурные образцы
  • способы поведения

служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.


Социальные институты

  • институт семьи и брака;
  • политические институты, особенно государство;
  • экономические институты, в первую очередь производство;
  • институты образования, науки и культуры;
  • институт религии.

Социальные институты

Потребность в воспроизводстве рода

Семейно-бытовая деятельность

Институт семьи и брака,

институты родства


Социальные институты

Потребность в безопасности и социальном порядке

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Политические институты (государство, партии…)


Социальные институты

Потребность в средствах существования

Экономическая деятельность

Экономические институты

(собственности, разделения труда,

заработной платы…)


Социальные институты

Потребность в получении знаний

социализации, подготовке кадров

Научная, воспитательная,

образовательная деятельность

Институты науки,

образования и культуры


Социальные институты

Потребность в решении духовных

проблем смысла жизни

Религиозная деятельность

Институт религии


Социальный институт

  • возникает на основе совместной деятельности больших масс людей
  • деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества
  • представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности
  • сложились исторически, регулируются нормами, традициями, обычаями.

Функции социального института скрытые, явные

  • Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов
  • Включают систему санкций
  • Упорядочивают, координируют действия
  • Обеспечивают стандартное поведение

Практические выводы

  • Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.
  • Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

Практические выводы

  • В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.
  • В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Контрольные вопросы

  • Что означает понятие «система»?
  • Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
  • В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
  • Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
  • Что такое социальный институт?
  • Охарактеризуйте главные социальные институты.
  • Каковы основные черты социального института?
  • В чём значение институциализации?

1 слайд

2 слайд

План. Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы. Основные сферы общественной жизни. Социальные институты.

3 слайд

Общее понятие системы. Понятие «система» относится к сложным объектам и механическим, и биологическим, и социальным. Все они включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию. Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

4 слайд

Характерные черты общества как системы Сложный характер общественной системы: множество уровней, подсистем элементов Общество как система включает в себя разнокачествен-ные элементы – материальные (классы) и идеальные (добрые люди) Человек включен в каждую из социальных систем Общество отличает динамичность, незавершенность, альтернативность развития, т.к. человек ставит цели… Интегративное качество системы как целого: способность создавать условия для своего существования Социальная система - самоуправляема, самодостаточна Средой общества определённой страны как системы является природа, мировое сообщество Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция

5 слайд

Общество является динамической саморазвивающейся системой, т.к. мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т.п. создаются самими людьми развиваются в ходе истории могут различаться между собой в разные исторические эпохи

6 слайд

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Экономическая сфера (базис) – регулирует вопросы производства собственности, распределения и потребления материальных и духовных благ. Включает: Отношения человека к средствам производства (владеть, пользоваться, распоряжаться) Место человека в системе общественного производства (отношения господства или подчинения) Способ и размер получения доли общественного богатства. Характер деятельности в системе производства (умственный, физический, управления…)

7 слайд

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Политическая сфера – управленческая надстройка общества, которая включает в себя политику государство право и их соотношение и функционирование.

8 слайд

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Социальная сфера – определенный способ взаимодействия людей, занимающих определенный статус и выполняющих свои роли в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями. Структурные образования: классы социальные слои нации в их взаимоотношении и взаимодействии.

9 слайд

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Культурная или духовная сфера – отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

10 слайд

Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека Базовые потребности человека Материальные потребности Потребности в контактах, общении Потребность в организованности, мире, законе и порядке Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании Основные сферы общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная

11 слайд

12 слайд

…прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен есть, пить и иметь жилище…

13 слайд

Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей.

14 слайд

Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни.

15 слайд

Социальные институты Социальные институты – это общественные образования учреждения, нормы, культурные образцы способы поведения служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.

16 слайд

Социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Семейно-бытовая деятельность Институт семьи и брака, институты родства

17 слайд

Социальные институты Потребность в безопасности и социальном порядке Политическая, управленческая, государственная деятельность Политические институты (государство, партии…)