Психология

Границы экономической безопасности образовательного учреждения. Стратегические цели обеспечения экономической безопасности в сфере образования. Кузнецов Юрий Александрович

1

Статья открывает цикл публикаций с общим названием «Экономическая безопасность высшего образования». Рассмотрены вопросы, связанные с системами экономической безопасности хозяйствующих субъектов различных иерархических уровней и их взаимодействием. Дается определение понятия «экономическая безопасность высшего образования». В работе показано, что экономическая безопасность высшего профессионального образования включает в себя различные аспекты, которые в своей совокупности определяют ее сущность. Среди них: студенты (демография, ЕГЭ, трудоустройство, качество образования, потребность организаций в специалистах); преподаватели (компетентность, заработная плата, карьерный рост, возрастной состав); наука и инновации (объемы НИОКР, взаимосвязь с научными центрами, международное сотрудничество, публикационная активность, интеллектуальная собственность); сетевое взаимодействие и мобильность; инфраструктура и финансы; экономическая и структурная эффективность. Рассмотрены основные вызовы и угрозы системе высшего образования в современных условиях.

система экономической безопасности

индикаторы экономической безопасности

пороговые значения

вызовы и угрозы

внешние и внутренние факторы

высшее образование

1. Гохберг Л.М., Китова Г.В., Кузнецова Т.А. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования // Вопросы экономики. – 2008. – № 7. – С. 112–128.

2. Дмитриев С.М., Ширяев М.В., Митяков С.Н. Экономическая безопасность технического вуза: анализ динамики индикаторов на примере НГТУ им. Р.Е. Алексеева // Высшее образование в России. – 2014. – № 4. – С. 48–56.

3. Дмитриев С.М., Ширяев М.В., Митяков С.Н. Экономическая безопасность технического вуза: концептуальные основы // Высшее образование в России. – 2014. – № 2. – С. 59–66.

4. Дмитриев С.М., Ширяев М.В., Митяков С.Н. Экономическая безопасность технического вуза: система индикаторов // Высшее образование в России. – 2014. – № 3. – С. 11–20.

5. Капица С.А. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Наука, 2001.

6. Лапаев Д.Н., Митяков Е.С. Методика многокритериальной оценки экономической безопасности регионов России (на примере Приволжского федерального округа) // Экономика, статистика и информатика // Вестник УМО. – 2013. – № 4. – С. 151–154.

7. Митяков С.Н., Митяков Е.С., Романова Н.А. Экономическая безопасность регионов Приволжского федерального округа // Экономика региона. – 2013. – № 3(35). – С. 81–91.

8. Плетнев К.И., Шленов Ю.В. Высшая школа России и инновационное развитие национальной экономики // Инноваци. – 2008и. – № 1. – С. 85–89.

9. Развитие человеческого капитала в целях интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему: монография / С.Н. Митяков, М.В. Ширяев, Н.Н. Яковлева; Нижегород. гос. тех. ун-т. им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2013. – 127 с.

10. Сенчагов В.К., Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митякова О.И. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов // Инновации. – 2011. – № 5. – С. 56–61.

11. Сенчагов В.К., Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митякова О.И., Поляков Н.Ф., Митяков Е.С., Пальцев В.В. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России. – М.: Анкил, 2013.

12. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. – М.: Анкил, 2010. – 714 с.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.

В настоящее время в стране сложилась ситуация, когда резко возрастают вызовы и угрозы в большинстве сфер деятельности. Растет количество природных и техногенных катастроф. Пересматриваются многолетние связи между отдельными регионами и отраслями. Продолжается процесс «бегства капитала» за границу. Санкции, объявленные США и странами ЕС против России, наносят заметный ущерб экономике страны. Значительная (в ряде отраслей – почти полная) зависимость отечественной экономики от импортных товаров делает ее весьма уязвимой, особенно в условиях политической нестабильности. Вместе с тем решить проблему импортозамещения за небольшой период времени практически невозможно. Объективно инерционный процесс перестройки производственных систем усугубляется наличием проблем неэффективного управления и недостатка в квалифицированных кадрах. Потеря научных школ, падение престижа профессий ученого и педагога еще больше обостряют существующие угрозы. В связи с этим нам представляется целесообразным рассмотрение указанных проблем с позиций экономической безопасности.

В настоящее время термин «экономическая безопасность» применяется к различным экономическим системам и субъектам хозяйствования. Наиболее полно развита теория экономической безопасности на макроэкономическом уровне. В работах В.К. Сенчагова развита методология и инструментарий анализа экономической безопасности России на основе индикативной системы . В научной литературе также описываются разработки, посвященные анализу экономической безопасности хозяйствующих субъектов на мезо- и микроуровнях. Так, в приведена система индикаторов экономической безопасности регионов и ее апробация на примере Приволжского федерального округа. В предложена система индикаторов, отражающая влияние инновационных преобразований на экономическую безопасность страны и региона. В работах приведены концептуальные основы и индикативная система экономической безопасности технических вузов.

На рис. 1 приведена схема взаимодействия систем экономической безопасности различных экономических уровней в целом (а) и применительно к техническому вузу и высшему образованию (б).

Экономическая безопасность высшего профессионального образования может быть рассмотрена и как составляющая общей системы экономической безопасности страны, так и как самостоятельная система, взаимодействующая с другими системами. С общих методологических позиций, используемых при анализе экономической безопасности различных систем, рассмотрим экономическую безопасность системы высшего образования в России как специфической отрасли экономики.

Система высшего образования, наряду с другими отраслями экономики, в настоящее время находится в условиях постоянно возрастающих и учащающихся вызовов и угроз. В связи с этим возникает целесообразность рассмотрения этой системы как важной составляющей экономической безопасности России, с одной стороны, а также введения понятия экономической безопасности самой системы образования и рассмотрения ее особенностей, с другой.

Рис. 2 демонстрирует изменение числа студентов в образовательных учреждениях ВПО и СПО за последние десять лет. Разные значения и знаки изменений говорят о сильной дифференциации регионов в области подготовки кадров для инновационной экономики страны.

Одним из важных конкурентных преимуществ нашей страны является человеческий капитал, формированию и развитию которого за последние годы уделяется значительное внимание со стороны руководства страны . По мнению многих ученых , особая ставка в инновационном развитии экономики России должна быть сделана на высшую школу. За период 2000–2014 гг. численность персонала, занятого научно-исследовательскими разработками в России, сократилась более чем на 18 % . Вместе с тем, несмотря на общее уменьшение числа исследователей, наблюдается их рост в системе высшего образования. Таким образом, центр научных исследований переносится в вузы. Вузы должны стать связующим звеном между наукой и производством, осуществляя трансфер идей и технологий, с одной стороны, и проводя эффективную подготовку высококвалифицированных специалистов для экономики страны, с другой. Эта двуединая задача и должна предопределить успех модернизации экономики России и стратегии импортозамещения высокотехнологичных товаров.

Рис. 1. Взаимодействие систем экономической безопасности различных уровней

Рис. 2. Изменение числа студентов в образовательных учреждениях ВПО и СПО за последние десять лет, %

Приведенные выше соображения обусловили авторский подход к определению понятия экономической безопасности высшего образования, а также ее основных составляющих. Определим экономическую безопасность высшего образования как такое состояние экономического, научно-технологического и кадрового потенциала высшей школы, при котором обеспечиваются: гарантированная защита интересов образовательных организаций, их работников и студентов, эффективное развитие высшего образования даже при неблагоприятных условиях воздействия внутренних и внешних факторов.

Экономическая безопасность высшего образования включает в себя следующие аспекты, которые в своей совокупности определяют ее сущность:

Студенты (демография, ЕГЭ, трудоустройство, качество образования, потребность организаций в специалистах, связь основной работы с профессией у выпускников);

Преподаватели (компетентность, заработная плата, карьерный рост, возрастной состав);

Наука и инновации (объемы НИОКР, взаимосвязь с научными центрами, промышленностью, международное сотрудничество, публикационная активность, интеллектуальная собственность и т.д.);

Сетевое взаимодействие и мобильность (приверженность системы образования к модернизации в рамках Болонского процесса с учетом российской специфики);

Инфраструктура и финансы (производственные и жилые помещения, современные лаборатории и оборудование, информационные ресурсы, финансовая устойчивость);

Устойчивость ресурсного обеспечения (динамика материальных, финансовых, человеческих и иных ресурсов системы ВПО с позиций экономической безопасности);

Экономическая и структурная эффективность (структура управления высшим образованием, содействие развитию законодательной базы образовательной и научной деятельности, государственно-частного партнерства и институтов поддержки высшего образования, эффективное распределение финансовых ресурсов, обеспечение взаимодействия с начальным, общим, средним специальным и послевузовским образованием, оптимизация структуры подготовки специалистов с учетом потребностей экономики страны).

Рассмотрим далее основные вызовы и угрозы экономической безопасности системы высшего образования. Неоднозначное влияние на систему высшего образования оказывает Болонский процесс. Сегодня стало очевидным, что внедрение Болонской системы без учета российской специфики неоднозначно сказалось на развитии системы образования в России. Так, система бакалавриата вводилась во многом по американскому образцу, где бакалавриат предполагает общее, неспециализированное образование и, по сути, ликвидирует пробелы школы. Это незаконченное высшее образование. Работодатель именно так и воспринимает выпускников с дипломом бакалавра. К большому сожалению, в связи с утратой репутации профессий ученого и педагога, окончившие аспирантуру молодые специалисты в большинстве своем не задерживаются в вузах и научно-исследовательских организациях, а находят значительно более высокооплачиваемую работу в банках или бизнес-структурах. За последние десять лет доля профессорско-преподавательского состава, принимающего участие в научных исследованиях, снизилась более чем в два раза. В настоящее время в российских вузах научной работой занимаются не более 16 % преподавателей .

Если в части организации трехуровневого высшего образования наша страна еще вписывается в рамки Болонской декларации, то в части организации академической мобильности, выдачи дипломов международного образца, развития индивидуальных траекторий обучения наши успехи значительно скромнее. Главным сдерживающим фактором здесь является недостаток финансовых ресурсов, который вынуждает вузы оптимизировать учебные планы, де-факто лишая студентов возможности выбора дисциплин. Академическая мобильность у нас учитывается в основном в виде нормативов по приему иностранных студентов, что в известной мере создает для вуза дополнительные проблемы. Что касается академического обмена, расширения международных связей, то эти вопросы решаются недостаточно эффективно из-за сложившейся в последнее время геополитической обстановки, введением санкций против России.

В новых государственных образовательных стандартах вместо квалификационной модели используется компетентностная, предполагающая владение определенными компетенциями, то есть – способностью и готовностью применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях, проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка. Компетентностная модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза. Переориентация системы образования, придание ей прагматической направленности неизбежно ведет к потере фундаментальной составляющей знаний, по которой наши университеты существенно опережали западные. Хотя ЕГЭ имеет и положительные стороны, он почти полностью исключает творческое начало, приучает учеников даже не к репродукции знаний, а к запоминанию конкретных тестов.

Влияние экономических и политических кризисов на экономическую безопасность системы высшего образования проявляется в снижении бюджетного финансирования вузов, сокращения реальных располагаемых доходов потенциальных их клиентов, а также снижении спроса со стороны промышленности на ряд направлений подготовки кадров. Средства, выделяемые государством на финансирование высшего образования, не всегда эффективно расходуются. Зарплата вузовских работников остается весьма низкой, что препятствует решению вопросов закрепления научных кадров.

Внутренние угрозы экономической безопасности системы высшего образования – это неспособность ее к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Серьезной угрозой является рост доступности финансируемого из бюджета высшего образования за счет снижения почти вдвое численности молодежи в возрасте 17 лет за последние десять лет. Еще одной проблемой демографии является снижение доли преподавателей наиболее активного «среднего» возраста (30–49 лет). Это вызывает эффект «разрыва поколений», составляя угрозу преемственности, как в научных исследованиях, так и в методике преподавания дисциплин. Одним из следствий старения преподавательских кадров является отставание уровня знаний преподавателей от современных требований.

Таким образом, в данной работе приведены концептуальные основы экономической безопасности системы высшего образования. Дальнейшее развитие исследований сводилось к выбору индикаторов экономической безопасности и обоснованию их пороговых значений.

Рецензенты:

Пермичев Н.Ф., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой инновационного менеджмента, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Кузнецов В.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика предприятия», Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации


Ключевые слова

качество образования, национальная безопасность, социологический анализ, the quality of education, national security, sociological analysis

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается проблема повышения качества общего и профессионального образования. Проведено социологическое исследование, целью которого стало изучения вопроса качества образования как фактора национальной безопасности глазами студентов.

Текст научной статьи

Высшие приоритеты национальной безопасности Российской Федерации - национальная оборона, государственная и общественная безопасность - четко определены вУказе Президента РФ «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до2020 года». Наряду с указанными приоритетами, к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности следует отнестиповышение уровня и доступности конкурентоспособного общего и профессионального образования, т.к. повышение качества, открытости и эффективности образования, рост социальной мобильности молодежи, ее включенность в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния граждан. Актуальности данной темы подтверждают многочисленные исследования, появившиеся в последние годы.Как показывает практика, серьезное внимание исследователей уделяется вопросам качества образования какодного из ведущих факторов успешного преобразования российского общества. В Омском филиале Финансового университета при Правительстве РФ было проведено социологическое исследование, целью которого стало рассмотрение вопросов качества образованияс позиции студентов. Анкета содержала как открытые, так и закрытые вопросы.В исследовании приняли участие 228 студентов (78 человек - студенты 4 курса, 62 человека - студенты 3 курса, 48 человек - 2 курса, 40 человек - студенты 1 курса). Результаты анализа анкет позволили сделать следующие выводы: проблемы, связанные с состоянием образования в РФ волнуют студентов, серьезно ими обсуждаются. При этом, если студенты 1 курса не увидели прямой связи между современным состоянием российского образования и национальной безопасностью страны, то 168студентов (73,7 %) старших курсов отметили, что образование является важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост и социальную стабильность российского общества. Судьба любого государства, по их мнению, напрямую зависит от состояния системы образования, т.к.система образования, с одной стороны, создает новые ресурсы для современных технологий; с другой - формирует национальную элиту, т.е. компетентные и нравственные силы, способные перевести страну в качественно новое состояние. Среди реальных факторов, несущих в себе угрозу безопасности страны, были обозначены следующие: 1. 207 человек (91%) отметили низкий уровень связи между этапами образования.По их мнению, школа не даетдостаточных знаний дляпоступления в вуз, что вынуждает родителей нанимать репетитора для сдачи ЕГЭ. Отметили также отличияв уровне требований, которые предъявляли в школе, от необходимых для обучения в вузе, что, в свою очередь, определяет большое количеством отчислений первокурсников. 2. 64,9% (148 человек) опрошенных подчеркнули сомнительную эффективность единого государственного экзамена. Студенты отметили, что тесты не устраняют ситуации случайного угадывания правильного ответа тесты и не позволяют проявить свою индивидуальность. Введение ЕГЭ привело, по их мнению, к замещению системного освоения школьных предметов натаскиванием на успешную сдачу тестов. 3. 130 студентов (57%) отметили массовый спрос на высшее образование, что проявляется в увеличении числа негосударственных вузов и, как следствие, в повышении уровня безработицы среди выпускников. 4. 173 человека (75,9% опрошенных) считают, что реальную угрозу имеет низкий уровень финансированияучебных заведений. Студенты констатируют, что коммерциализация образования, превращение в рынок «образовательных услуг» привели к тому, что фактически стремительно снижается интеллектуальный уровень выпускников вузов. 5. 98 опрошенных (42,9%) отметили падение престижности обучения в ПТУ и колледжах - в этом они видят угрозу российскому обществу. Такая ситуация ведет к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и студенты вполне обоснованно утверждают, что без квалифицированных рабочих кадров сегодня сложно повысить качество жизни современного общества. 6. 100% опрошенных считают, что серьезнейшая угроза национальной безопасности России - это коррупция в российской системе образования. Сюда отнесли: денежные поборы с родителей обучающихся, хищение бюджетных средств, взятки, продажу подложных дипломов, изготовление поддельных документов об образовании. 7. 28% опрошенных (64 человека)считают, способы оценки знаний также могут создавать серьезную угрозу. Тестирование, как форма контроля, прочно утвердилась на всех уровнях образования и представляется как путь получения максимально объективной оценки результатов обучения. Однако практика тестирования, считают студенты, сводит до минимума личностный аспект в общении с преподавателем, предоставляет возможность угадывания. 8. 181 человек (79,4% опрошенных) считают, что кадровое обеспечение сферы образованияможет представлять серьезнейшую угрозу. Студенты подчеркивают, что государство недооценивает труд педагогов, ученых и работников сферы образования. И таким образом государство снижает свой интеллектуальный потенциал и степень своей независимости. Пути устранения этой угрозы, по мнению опрошенных, - повышение имиджа педагога, закрепление квалифицированных кадров, достойное вознаграждение и привлечение молодежи на работу в сферу образования. Особый акцент в исследовании был сделан на вопросах качества образования, в частности, на уровне подготовки студентов. Ребята предлагалось самостоятельно определиться с оценкой собственных результатов обучения. Остановимся на отдельных результатах: 73% абитуриентов при выборе места учебы руководствовались собственным мнением и сделали осознанный выбор. На выбор 18% абитуриентов повлияло мнение родителей. Однако 9% опрошенных студентов предпочли вариант «все равно, где учиться». При этом 79% студентов отметили, что их жизненной целью является, во-первых, получение экономического образования, а во-вторых -трудоустройство по специальности. Для 63% опрошенных - обучение на уровне бакалавриата является первой ступенью в получении профессионального образования, предпосылкой для поступления вмагистратуру. Как видим, подавляющеебольшинство студенты пришли осознанно обучаться в образовательное учреждение, они стремятся получить необходимые знания и умения для дальнейшего осуществления жизненных планов. На вопрос об отношении к тем или иным учебным дисциплинам студенты дали разноплановые ответы. С удовольствием ходят на занятия по экономическим дисциплинам 81% из опрошенных студентов. Однако на занятия по всем дисциплинам ходит с удовольствием лишь 5 человек. Студенты отметили, что предпочитают практические занятия лекционным (69%), 16% опрошенныхнравятся занятия теоретико-практического типа, 15% предпочли занятия по теории. Студентам по душе заниматься различными подсчетами, решением задач, составлением схем, бизнес-планов и т.д. Анализируя свои негативные качества, студенты пришли к выводу, что больше всего мешает учиться леность, а на втором месте - недисциплинированность и отсутствие познавательного интереса. При подготовке к занятиям 93% студентов используют Интернет, а также СПС «Консультант +», «Гарант». Отрадно, что многие студенты (50,1%) считают, что качественную подготовку к учебным занятиям можно осуществить лишь при использовании научной литературы. Отвечая на вопрос, что необходимо для повышения качества образования студентов, большое количество студентов ответили, что качество образования в основном зависит от следующих факторов: уровня компетентности преподавательского состава (76,7%); желания студентов учиться (83 %); наличия дисциплины и контроля (58%); системы стимулирования студентов (63%); внедрения инновационных технологий обучения(65%). Оценивая обеспеченность учебного процесса, наиболее значимым для студентов оказалось обеспеченность методическими рекомендациями и пособиями, в т.ч. в электронном виде (89%),а так же наличие электронной связи с преподавателем (87%). На основании результатов проведенного социологического исследования можно сделать следующие выводы. В контексте повышения качества российского образования необходимо: 1. Сформированность профессионально-педагогической компетентности преподавателя, позволяющей качественно осуществлять профессиональную деятельность, поскольку преподаватель не просто передает знания, аспособствует, прежде всего, формированию личности обучающегося, его мировоззрения. 2. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении. Преподаватель должен иметь способность видеть характерные особенности студентов, находить индивидуальные подходы к обучающимся. 3. Совершенствование учебных программ, методик обучения, внедрение инноваций в учебный процесс. 4. Установление диалога и сотрудничества участников образовательного процесса. 5. Повышение мотивации студентов, ценностно-смысловой составляющей результатов процесса обучения. Таким образом, система образования формирует важнейший фактор экономического развития - интеллектуальные ресурсы, обладающие необходимыми технологическими знаниями, умениями и способностью их постоянно наращивать. В условиях кризисного состояния российского общества значение образования возрастает еще в большей степени. Однако обнаруживается парадокс: необходимость в высокообразованном, профессионально компетентном гражданине сопровождается уменьшением внимания к развитию сферы образования, что является реальной угрозой национальной безопасности России.

Общая безопасность
Относительно сферы образования целесообразно выделить следующие уровни обеспечения безопасности:
- обучающихся и работающих в системе образования;
- образовательных учреждений и их инфраструктуры;
- системы образования субъектов Российской Федерации;
- сферы образования страны в целом.
Общественная система безопасности включает в себя: геополитические факторы безопасности; социальную безопасность общества в современных условиях; экономическую безопасность; информатизацию общества и информационную безопасность; экосоциальную безопасность; технологическую и техногенную безопасность.
Экономическая безопасность представляет собой важнейший элемент национальной безопасности, ее материальную базу.
Экономическая безопасность - это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый рост экономики, оптимальное удовлетворение общественных потребностей (в образовании, здравоохранении и т. п.), высокий уровень управления в сфере образования в целом и в каждом образовательном учреждении, защита их экономических и финансовых интересов.
Экономическая безопасность представляет собой синтетическую категорию, тесно связанную с экономической и финансовой независимостью, стабильностью развития и неуязвимостью, соблюдением экономического суверенитета, обеспечением противодействия экономическому и финансовому давлению, коррупции, шантажу, принуждению и т. п.
Объектами экономической безопасности в сфере образования являются:
экономическая основа образовательного учреждения;
земельный участок и расположенные на нем здания, сооружения;
оборудование и аппаратура;
движимое имущество (транспортные средства);
финансовые ресурсы (бюджетные и внебюджетные);
трудовые ресурсы (работающие в учреждении образования);
обучающиеся;
хозяйственные структуры.
В образовательном учреждении должна быть обеспечена экономическая безопасность всей занимаемой им территории, всего расположенного на ней имущества, всех обучающихся и работников.
Закон «О безопасности» определил следующие основные принципы обеспечения безопасности:
- соблюдение законности;
- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Категория «экономическая безопасность» носит собирательный характер, она включает в себя и устойчивость, и независимость, и интересы.
В разработке концепции экономической безопасности в качестве исходной категории используется термин «угрозы», которые содержатся как во внутренних, так и во внешних факторах экономической безопасности.
Считается, что для России наибольшую опасность представляют внутренние угрозы, возникающие в социальной и научно-технической сферах. При этом ключевое значение имеет социальная сфера, поскольку в ней реально воплощаются интересы личности, семьи, социальных групп.
Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Стратегия разработана в целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.
Концептуальные положения в области национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Данная Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В Стратегии предусмотрено, что силы и средства национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экономических сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Подчеркивается в Стратегии, что намечается сосредоточивать усилия и ресурсы на таких приоритетах устойчивого развития, как наука, технологии, образование, здравоохранение, культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства.
Для противодействия угрозам экономической безопасности государство нацелено на поддержку формирования системы научного и технологического прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов, усиления интеграции науки, образования и производства.

Безопасность в образовании
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются, например:
повышение социальной мобильности уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования;
низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального среднего и высшего образования;
необходимость осуществлять гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога.
Решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе намечено достигнуть путем:
формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;
создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;
реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;
обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры и рынка интеллектуальной собственности.
Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности, включают, например, уровень обеспечения ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта.
В общественной системе безопасности наряду с экономической безопасностью требуется обеспечение:
информационной безопасности - защищенности информационных систем и информационных ресурсов от внешних и внутренних угроз, затрудняющих процесс эффективного использования информации, например, в учебном процессе при проведении научных исследований в вузах;
экономическуюой безопасности обучающихся и работающих в системе образования, эффективной защиты от последствий стихийных бедствий и катастроф;
технологической и техногенной безопасности в случаях ухудшения окружающей природной среды.

Где угрозы?
Проведение мероприятий по обеспечению экономической безопасности в образовательных учреждениях во многом зависит от наличия и использования финансовых ресурсов и прежде всего от стабильного поступления бюджетных средств.
Ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете прежде всего предусматривают постоянный рост прогнозируемого объема ВВП (валового внутреннего продукта).
Федеральный закон от 13 декабря 2010 года №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» определил прогнозируемый объем ВВП на 2011 год в размере 50,4 трлн рублей, на 2012 год - 56,0 трлн рублей и на 2013 год - 61,9 трлн рублей. Или планируется рост ВВП в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 12,3 процента.
В то же время Министерству образования и науки РФ по разделу 07 «Образование» планируется в этом периоде увеличение бюджетных ассигнований только на 8 процентов. Тем самым запланирован рост расходов федерального бюджета на развитие образования в полтора раза меньше, чем увеличение прогнозируемого роста объема валового внутреннего продукта.
При этом в целом бюджетные ассигнования Минобрнауки России на 2011 год запланированы по всем направлениям расходов на общую сумму 342,1 млрд рублей, а на 2013 год - только 333,9 млрд рублей. Следовательно, общие ассигнования из федерального бюджета этому министерству даже уменьшаются.
Другой тревожный момент связан со стремлением Минфина России ускорить преобразование бюджетных образовательных учреждений в автономные. А это фактически лишает их устойчивых бюджетных ассигнований и предусматривает форму субсидий автономным образовательным учреждениям. Однако законодательно не проработан вопрос о нормах бюджетных субсидий и обязательности их предоставления.
Еще одним фактором, ухудшающим возможности обеспечения экономической безопасности в сфере образования, является низкий уровень оплаты труда в образовательных учреждениях.
Для того чтобы обеспечить достойный уровень оплаты труда, например в университетах, необходимо довести размер зарплаты основной категории работающих - старших преподавателей и старших научных сотрудников до 30-40 тысяч рублей в месяц из всех финансовых источников (бюджетных и внебюджетных).
Согласно исследованиям коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования, в том числе в сфере образования.
Коррупция (от латинского - «растлевать») - термин, обозначающий использование должностным лицом своих полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству).
Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению, определяющий условия приема на работу и оплаты труда, приема детей в дошкольные учреждения и студентов в вузы, экзаменаторы и т. п.
Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.
Коррупционная деятельность считается одним из основных видов теневой экономики. По данным правоохранительных органов, общая сумма взяток в системе образования исчисляется ежегодно в миллиардах рублей.
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано подробное изложение понятия «коррупция», которое предусматривает злоупотребление служебным положением, дачу и получение взяток, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Понятие «противодействие коррупции» включает деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).
В статье 33 этого закона в число принципов противодействия коррупции включена неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В статье 13 данного закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Для противодействия коррупции нужна выстроенная мощная антикоррупционная система, которая могла бы в полной мере противостоять всем коррупционным проявлениям и преступлениям. Необходима налаженная эффективная кадровая политика как условие противодействия коррупции.

Что делать?
В современных условиях актуальным является вопрос об организации в системе образования и прежде всего в учреждениях высшего профессионального образования служб внутреннего контроля, внутренней безопасности, собственной экономической безопасности.
Это обусловлено объективной необходимостью, поскольку сегодня университеты представляют собой крупные учебно-научные хозяйственные комплексы. В них функционируют учебные и лабораторные корпуса, в технических вузах - полигоны, ведутся исследования на уникальном и дорогостоящем оборудовании, активно используются информационные и коммуникационные средства и технологии.
Ученые советы университетов имеют право самостоятельно решать вопросы определения структуры образовательного учреждения, а ректоры вузов, выполняющие решения ученых советов, вправе предусматривать в структуре учреждения высшего профессионального образования службы собственной экономической безопасности.
При этом необходимо утверждать положение об этом структурном подразделении, предусматривая в нем вопросы, например, информационной безопасности, кадровой составляющей, выявление фактов коррупции, связи сотрудников с криминалом и прочими заинтересованными физическими и юридическими лицами.
В особенности это целесообразно предпринимать, если университеты ведут подготовку высококвалифицированных кадров и научные исследования в интересах обороны и безопасности страны.
С учетом всего сказанного целесообразно в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:
четко сформулировать вопросы обеспечения экономической безопасности в образовательных учреждения с учетом положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;
в дополнение к правам работников образовательных учреждений предусмотреть положения Федерального закона «О противодействии коррупции», включая неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
при утверждении структуры образовательных учреждений и прежде всего университетов решать вопрос о создании службы собственной экономической безопасности и соответствующей должности проректора университета по этому вопросу.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

остается увеличение площадей возделывания кукурузы на зерно. В посеве этой культуры намечается иметь не менее 35 тыс. га.

Немаловажное значение в повышении эффективности производства зерна отводится выбору каналов реализации, повышению качества продукции, государственной поддержке зернового производства, а также росту материальной заинтересованности при выращивании зерновых культур.

Факторы, воздействующие на стабилизацию и эффективность производства зерна, неразрывно связаны с системой ценообразования, кредитования и налогообложения.

Важную роль в функционировании зернового рынка играет Зерновой союз России, основная задача которого - защита интересов отечественных товаропроизводителей, участие в разработке прогнозных балансов спроса и предложения на зерно и продукты его переработки.

Выявление всего спектра этих и других факторов, правильный их учет и использование в производстве позволяют наметить конкретные меры, обеспечивающие эффективность зерновой отрасли и ее стабильность.

1. Волкова Н.А. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. М., 2005.

2. Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства. М., 2005.

3. Солопов В.А. Развитие регионального рынка зерна и хлебопродуктов: монография. Мичуринск, 2006.

4. Алтухов А.И., Васютин А.С. Зерно России. М., 2002.

5. Клюкач В.А., Алтухов А.И., Пролыгина Н.А. Г осударственное регулирование зернового рынка страны // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. М., 2000. № 11. С. 10-13.

6. Лысенкова Т.М. Зерновой рынок России: межгосударственные и межрегиональные связи. М., 1996.

Narizhny I.F., Zvyagina N.N. Economic importance and effectiveness of grain production. Growing of grain production is very important for all branches of an agricultural industry. Effectiveness of grain production is measured by influence of climatic, scientific, technological and economic factors. Factors influencing stabilization and effectiveness of grain production are connected with the system of price determination, credit activities and tax assessment. Grain Alliance of Russia plays a very important role in grain market operation. Its main duty is to secure interests of producers, study demand and supply on various grain products.

Key words: grain market, effectiveness of grain production, role of grain market in the economy.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В.В. Чернова

В статье рассмотрена образовательная система, как системообразующий фактор сохранения и развития государственности. Выделены необходимые условия, при выполнении которых возможно обеспечение экономической безопасности региональной системы образования.

Ключевые слова: национальная безопасность, образование, образовательная система.

Основным условием обеспечения эффективности и безопасности образования является государственное регулирование образования на федеральном и региональном уровнях.

Главная идея институциональных преобразований региональных систем образования заключается в том, что каждая область, край, город должны отвечать не только за реализа-

цию конституционного права на получение образования россиян, но и эффективное, а также безопасное функционирование системы образования на своей территории, обеспечивающие: повышение уровня качества жизни населения путем предоставления широкого и разнообразного круга профессионально-образовательных и культурно-просветительных

услуг, связанных с подготовкой и переподготовкой работников, с учетом развития рыночных отношений, состоянием экономики, структуры и уровня занятости населения.

Две причины обусловливают интерес к теме взаимосвязи экономической безопасности сферы образования и национальной безопасности. Во-первых, проявляется общемировая тенденция рассматривать различные аспекты национальной безопасности в качестве основных критериев развития общества. Во-вторых, направление и результаты реформирования образовательной системы, проведенного в конце 1980-х - начале 1990-х гг., внедрение рыночных элементов хозяйствования в эту традиционную социальную сферу вызвали серьезную озабоченность как представителей педагогической общественности, так и граждан страны .

Если ранее, в период противостояния социализма и капитализма, национальная безопасность связывалась в основном с обеспечением военной и политической безопасности страны, то в настоящее время понятие «национальная безопасность» рассматривается с точки зрения жизнеспособности наций и стран, т. е. как совокупность условий, обеспечивающих суверенитет государства, защиту его стратегических интересов и полноценное развитие общества и всех граждан данного государства.

Образование является одним из компонентов национальной безопасности, т. к. обеспечивает полноценное развитие общества и всех граждан.

Кроме того, образование воздействует на все без исключения уровни национальной безопасности, на все ее структурные элементы. Например, экономическая безопасность и военная безопасность современного государства немыслимы без квалифицированных кадров и научных разработок. Экологическая безопасность предусматривает инновационное обучение человечества культуре выживания. Безопасность культурного развития органически связана с образованием как фундаментом культуры. И, наконец, ни одна общественная система не может развиваться без системы ценностей, объединяющей ее членов.

Нация, лишенная системы ценностей, превращается в толпу. Одним из ведущих институтов по формированию ценностей как

отдельной личности, так и нации в целом является образование.

Образование есть не только базовый компонент национальной безопасности, но и фактор, все более определяющий статус человека в обществе и нации в мире. Несмотря на все трудности современного периода, уровень образования в России, особенно в естественно-математической области, до сих пор признается одним из самых высоких в мире. По данным специалистов, а также ведущих теоретиков «Римского клуба», в период экономических и социальных потрясений в России только два компонента позволяют ей удерживаться в роли великой державы -это наличие ракетно-ядерного потенциала страны и научно-образовательного потенциала нации.

Таким образом, сохранение и развитие научно-образовательного потенциала прямо связано с сохранением места России в числе ведущих мировых держав.

По своему экономическому значению региональная система образования, выступает как местное общественное благо.

Теория общественных благ подразделяет их на блага пространственно-ограниченные и блага, ограничения на которые не существуют. К первым относятся те, для которых суммарные выгоды получения ограничиваются жителями данной территории (озеро, лес, местное телевидение, милиция и т. д.). Так, местное телевидение ведет передачи только для жителей города, области; милиция оказывает услуги населению данного района. Если эффект от общественного блага носит территориальное значение, то при улучшении его использования возникает вопрос о структуре, качестве, размерах. Для общественных благ, которые не являются пространственно-ограниченными (наука,

центральное телевидение, национальные дороги) вопрос о количестве блага и размере на той или иной территории не возникает .

Регионы различаются возможностью в предоставлении, а следовательно, и потреблении общественных благ, что имеет существенное значение для выявления предпочтений и приводит к мобильности индивидуумов между территориями с различным набором общественных благ. Крупные города имеют лучшие условия для удовлетворения культурных потребностей (музеи, теат-

ры, библиотеки и др.), профессиональных (крупные предприятия промышленности, услуг), социально-экономических потребностей. Это приводит к миграции населения, как устойчивой тенденции, описываемой в экономической литературе как проблема «юг-север», из сельской местности в город, с периферии в центр, из небольших городов в крупные, из развивающихся стран в развитые.

Региональные образовательные системы различаются количеством (величиной / численностью) обучающихся в учебных заведениях, номенклатурой образовательных программ.

В случае со школьными образовательными услугами равновесие достигается оптимальным размещением образовательных учебных заведений на территории районов, городов, регионов. Вместе с тем в виду существования ограниченного количества учебных заведений и различий в качестве образовательных программ некоторые из школ могут выступать в качестве более привлекательных для посторонних, действуя как конкурентные предприятия . Это стимулирует повышение эффективности работы учебных заведений в расширении ассортимента и уровня предоставляемых образовательных услуг.

Серьезную угрозу безопасности несет ликвидация целенаправленного воспитательного процесса в учебных учреждениях. Ни в первой, ни во второй редакции Закона «Об образовании» воспитательные процессы не затрагиваются. Вместе с тем вся история развития образовательной системы досоветского и советского периодов рассматривала воспитательные задачи как равнозначные образовательным. Учебное учреждение реализовывало двуединую цель - обучить основам наук и воспитать личность, способную осуществить дальнейшее развитие производственнотехнической, культурно-идеологической базы страны.

Выведя воспитательные институты, через которые осуществлялось формирование личности, за рамки учебного учреждения, реформаторы не создали взамен какие-либо новые механизмы осуществления этого процесса. Тем самым задачи учебных учреждений по формированию подрастающего поколения были денонсированы.

Ликвидация воспитательных программ по формированию личности учащегося освободила учебные учреждения от ответственности за этот процесс. Сам воспитательный процесс стал носить характер досуговых мероприятий. Изменилась и его суть. С запретом деятельности общественных организаций в учебных учреждениях и с отсутствием воспитательных программ оказалась ликвидированной не коммунистическая идеология формирования личности учащихся, а сущность воспитательного процесса как целенаправленной работы по формированию положительных личностных качеств учащихся и черт характера.

Объединить людей и укрепить российскую государственность может образовательная система, если она будет представлять собой единое образовательное пространство для всех граждан страны. Однако создать единое образовательное пространство невозможно, если не будет единых условий для получения образования, если не будут предусмотрены единое содержание образования и единый уровень преподавания для всех граждан страны, независимо от места жительства, социальной или национальной принадлежности и пола.

Единое образовательное пространство не означает единообразия в содержании образования. Образовательные стандарты, на которые в настоящее время ориентируются учебные учреждения, предусматривают вместо перечня учебных предметов образовательные области, которые могут быть заполнены любым образовательным курсом с учетом федерального и регионального компонентов.

Федеральный компонент - это единое образовательное пространство, реализованное в содержании образования. Известно, что для сохранения единого государственного уровня этот компонент не может составлять менее 50 %. Если ниже, то это грозит развалом страны через систему образования. А решением коллегии Министерства образования и науки вводится в практику государственный стандарт, в котором расстановка образовательных компонентов осуществлена таким образом, что 70 % образовательного содержания отводится региональному компоненту. Таким образом, если какой-либо регион включил в образовательные стандарты изучение полного курса физики, а другой -

только основ физики, то ученик и его родители оказываются в положении «приписных крестьян». Они не могут покинуть территорию проживания под угрозой перспективы безграмотности ребенка: ученик фактически не может поменять школу, т. к. учебные программы не стыкуются.

Образовательная система - особая социальная сфера, которая охватывает все слои общества, одновременно является общегосударственной и личной проблемой каждого человека. Поэтому все, что с ней связано, требует серьезного подхода и внимания.

Направления реформирования российского образования были скопированы с американского образца и предусматривали: изучение предметов по выбору учащегося, развитие факультативов, сокращение изучения обязательных предметов, свободное посещение занятий, отсутствие школьной формы и т. д., т. е. все то, что характеризует американскую образовательную систему. Парадокс заключается в том, что в настоящее время Америка отказалась от такой системы образования. Американская реформа образования, начатая в 1997 г., направлена в абсолютно противоположное русло и предусматривает: увеличение количества обязательных предметов для изучения и сокращение предметов по выбору, обязательное посещение занятий и повышение дисциплины учащихся, введение единой школьной формы и т. д. .

Таким образом, российская система образования поспешно осудила свои традиционные направления содержания и методов обучения. Анекдотичность ситуации заключается в том, что реформирование американской системы образования в определенной степени продуцирует «советскую школу», в то время как реформирование российской системы образования ориентируется на образец «американской школы», который к настоящему времени уже не существует.

Образовательная система - это системообразующий фактор сохранения и развития государственности, здесь реализуется групповая идентичность народов России, что, в конечном счете, формирует чувство гражданского единства, а значит, укрепляет и сохраняет единство Российской Федерации. Выполнить эту миссию образовательная система сможет, если будет представлять собой

единое образовательное пространство для всех граждан страны.

Образование может стать самым надежным фактором национальной безопасности, т. к. оно способно остановить процессы духовного и интеллектуального обнищания нации, расширить образовательный потенциал граждан, сформировать нравственные качества личности, а значит, воспитать уважение к закону, к честному труду, к историческим традициям своей страны, т. е. создать основу для всестороннего развития России.

Особенностью образовательной услуги является ее неосязаемость, неравномерность, непостоянство, несохраняемость, качество. Так, образование в городах более качественное, чем в сельской местности, в столичных городах оно разнообразнее, чем на периферии. С течением времени образование, полученное работником в молодости, устаревает, и требуются постоянные усилия по приобретению знаний в течение всего рабочего периода .

Экономический анализ регионального образования предполагает рассмотрение удельного веса учебных заведений различных регионов и форм собственности, их оптимального сочетания, места и роли государства в образовании.

В настоящее время существуют различные мнения о роли государства в этом вопросе. До недавнего времени традиционная точка зрения исходила из того, что образование должно быть полностью государственным и что образовательные программы недостаточно финансируются. Сегодня появилась другая точка зрения, согласно которой правительство должно сократить предоставление бесплатных образовательных услуг.

При рассмотрении вопроса о государственном образовании необходимо иметь ввиду различия между государственным обеспечением и государственным предоставлением услуг.

Государственное обеспечение, или бесплатное предоставление благ, является формой субсидирования. Оно отличается от государственного оказания платных услуг тем, что при первом нет необходимости в мониторинге предоставления благ. Это отличие объясняет необходимость государственного обеспечения некоторыми благами в силу невозможности или дороговизны взимания

платы за использование конкретного блага. Так, нельзя установить индивидуальную плату за пользование телевидением, правоохранительными услугами, национальной обороной. В некоторых случаях решение о государственном обеспечении принимается, когда нежелательно использование цены для регулирования количества продаваемого товара. Например, контроль за количеством использования населением воды может быть дороже, чем потери от невзимания. Не устанавливается ценовой контроль и в случае, если товары обладают свойством, при котором увеличение потребления одним человеком не ведет к снижению его количества, потребляемого другими людьми (при использовании автомобильных дорог). В противоположность чисто общественным товарам и услугам увеличение потребления частных благ на одну единицу одним человеком снижает потребление другим на единицу.

Образование является промежуточным случаем - полуобщественным благом, т. к. некоторый уровень образования предоставляется бесплатно (как правило, общее среднее образование), хотя некоторые индивидуумы могут пользоваться частными образовательными услугами при получении среднего образования. Вместе с тем государство может организовывать свои образовательные учебные заведения и вести в них образовательную деятельность на бесплатной основе и полностью платной или на частично платной. Государство может покупать образование в частном секторе и за рубежом.

При выработке государственной политики в образовании возникают вопросы уровня государственного «снабжения образования», который зависит от ставки подоходного налога для образования, размеров национального дохода страны и расширения доступности к финансовым ресурсам для частного инвестирования образования.

Финансирование государственных расходов на образование за счет подоходного налога может приводить к нерациональному расходованию средств налогоплательщика. Обычно образование финансируется из единообразного подушевого налога.

Для того чтобы показать особенности государственного снабжения в образовании, предположим, что государственное образование представляет сумму одинаковых инди-

видуальных образовательных услуг, а индивиды отличаются по образовательным возможностям и потребностям. В этом случае политика равных затрат в государственном образовании не будет полностью компенсировать потребности детей с разными факторными возможностями, например, с задержкой в развитии. Возможен случай, когда индивидуумы отличаются по способностям в образовании и имеется возможность дополнить их частным образованием.

Регионы различаются возможностью в предоставлении, а следовательно, и потреблении общественных благ, что имеет существенное значение для выявления предпочтений и приводит к мобильности индивидуумов между территориями с различным набором общественных благ. Крупные города имеют лучшие условия для удовлетворения культурных (музеи, театры, библиотеки и др.), профессиональных (крупные предприятия промышленности, услуг), социальноэкономических потребностей. Это приводит к миграции населения, как устойчивой тенденции, описываемой в экономической литературе как проблема «юг-север», из сельской местности в город, с периферии в центр, из небольших городов в крупные, из развивающихся стран в развитые.

Мы рассматриваем распределение образования с точки зрения максимизации социального благосостояния. Почему развитие и совершенствование образования России на современном этапе выдвинуло задачу регионализации и муниципализации? Ответ уже кроется в предшествующих рассуждениях. Для чистого общественного блага, которое не является пространственно ограниченным, вопрос суммарного эффекта от какого-либо общественного блага не возникает. Эффект от образования является пространственно ограниченным как между регионами, так и внутри региона. Объем структуры региональной образовательной системы, при которой достигается максимальный уровень обеспечения образованием, зависит от ряда условий.

Таким образом, при изучении проблемы экономической безопасности образования можно выделить необходимые условия, при выполнении которых возможно обеспечение экономической безопасности региональной системы образования. Во-первых, система

должна обладать достаточной степенью экономической свободы; во-вторых, система должна располагать внутренними механизмами эффективного управления, позволяющими осуществлять разработку и реализацию единой эффективной стратегии поведения; в-третьих, внешняя среда должна в достаточной степени адекватно реагировать на действия системы, в частности при разработке механизмов и программ внешнего финансирования ее деятельности, реализующей стратегические цели функционирования системы образования.

Экономическая безопасность образования является внутренней целевой функцией системы образования на всех ее уровнях и достигается посредством разработки и реализации стратегии поведения данной системы в агрессивной внешней среде, обеспечивающей такие значения ее функциональных параметров, при которых система сохраняет возможность адаптации. В основе экономической безопасности отдельного образовательного учреждения лежит экономическая

возможность его устойчивого роста и развития, реализации его целей и задач.

1. Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. М., 2006.

2. Казиахмедов Г.М. Экономика: государственное регулирование и безопасность. М., 1996.

3. Региональная система образования: вчера, сегодня, завтра. М., 1999. Кн. 2.

4. Чекмарев В.В. Система экономических отношений в сфере образования: науч. моногр. Кострома, 1998.

Поступила в редакцию 15.09.2008 г.

Chernova V.V. Economic safety of educational system in modern conditions. In the article the educational system is considered as a backbone factor of statehood preservation and development. Necessary conditions which make possible economic safety guarantee of the regional educational system are described.

Key words: national safety, education, educational system.

МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Ю.В. Челюбеева

Статья посвящена разработке теоретико-методологической базы молодежного рынка труда как экономической категории, выделяются факторы, влияющие на состояние молодежного рынка труда, выявляется национальная и региональная его специфичность. Теоретические положения иллюстрируются статистическими данными и данными, полученными в результате анкетирования.

Ключевые слова: безработица, молодежный рынок труда, национальная и региональная специфичность молодежного рынка труда, норма безработицы, виды безработицы, пассивная незанятость.

Конституция Российской Федерации, как и Конституции всех цивилизованных стран, гарантирует своим гражданам право на труд: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37.1) .

Однако страны с развивающейся и развитой экономикой в силу определенных социально-политических и экономических причин время от времени ввергаются в кризис, сопровождающийся безработицей.

Согласно общепринятому определению, безработица - это «социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, работоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить» .

Официально «безработными считаются работоспособные граждане, зарегистрированные на бирже труда, которые ищут работу, но не имеют реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками» .

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА 13

1.1 Качество образования: сложности дефиниций 13

1.2 Экономическая безопасность образовательного учреждения- в
условиях становления инновационной экономики 37

1.3 Вопросы оценки качества образования Вуза 52

ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА 72

    Развитие экономики и качество образования 72

    Типология вузовкак база оценки уровня качества образования -фактора экономической безопасности 83

2.3 Взаимообратная связь качества образования и экономической
безопасностью Вуза: 102

ГЛАВА 3 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ"
БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ Н5

    Концепция решения проблем оценки уровня качестваїобразования как фактора экономической безопасности в условиях их: взаимосвязи 115

    Количественные оценки качества образования и экономической безопасности 124

    Источники финансирования вуза и коррупция в Вузе как угроза качеству образования 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 164

Введение к работе

Система высшего образования объединяет 755 государственных и 674 негосударственных вузов, в которых обучается 7,7 млн. человек. После относительного спада в середине 90-х годов число студентов ежегодно растет. В 2007 г. число студентов на тысячу человек населения составило 71 человек, что выше, чем соответствующий показатель в США - 59 на тысячу человек населения. Вузы, России готовят специалистов более чем по 350 специальностям.

Преподавательский состав государственных ВУЗов включает 265 тысяч человек, из которых 153 тысячи человек - специалисты, высшей квалификации (кандидаты и доктора наук). В негосударственных ВУЗах занято более 42 тысяч преподавателей.

В настоящее время экономика и общество ставит перед всеми образовательными учреждениями задачу обеспечения должного уровня качества образования всех без исключения" студентов независимо от получаемой* специальности. Это становится, необходимым требованием в условиях интеллектуализации труда и повышения роли человеческого капитала. С другой-стороны, любой* Вуз поддерживал, поддерживает и будет поддерживать у себя достаточный уровень экономической-безопасности, т.к. без этого невозможно добиться необходимого качества, образования. К сожалению, нередко экономическая безопасность образовательного учреждения и качество образования сосуществуют как автономные системы, что в условиях становления инновационной экономики страны недопустимо.

В Концепции модернизации российского образования на период до

2010 года (Приказ Минобразования России №393 от 11.02.2002г.) записано:

«...страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические

проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной

школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как

вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и

общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованы в

качественном образовании».

Нестабильные процессы, происходящие в системе образования за последние 20 лет, привели к необходимости произвести детальный анализ влияния уровня качества образования на экономическую безопасность образовательного учреждения с одной стороны, и влияния стремления в повышении уровня экономической безопасности образовательного учреждения на качество образования, с другой стороны.

И «качество», и «экономическая безопасность» являются сложными смысловыми категориями. Кроме того, качество - это сложное, многогранное понятие, применяемое практически во всех сторонах деятельности и находящееся под воздействием разнообразных факторов внешней и внутренней среды. Взаимосвязь и взаимовлияние этих категорий в современной образовательной системе в условиях перехода к инновационной экономике вызывают большой«научный.интерес.

Актуальность темы і диссертационного исследования обусловлена следующими основными обстоятельствами:

во-первых, необходимостью научного осмысления роли и места качества образованияв.формированиисистемы экономической безопасности Вуза. Это во многом определяет возможности прогрессивной и интенсивной диверсификации высшего образования страньь в условиях перехода к наукоемкому производству и развития инновационной экономики;

во-вторых, научной и практической значимостью исследований, обосновывающих перспективные направления формирования системы качества образования как главного фактора экономической безопасности высшего учебного заведения. Трансформация транзитивной экономики в инновационную экономику возможна только при условии резкого изменения уровня качества образования с одновременным повышением уровня экономической безопасности Вузов;

в-третьих, недостаточной теоретической и методологической

разработанностью основ взаимосвязи и взаимовлияния качества образования

и экономической безопасности высшего учебного заведения, которые служат базой в части наполнения данной проблемы действенными правовыми, организационными и экономическими фундаментальными положениями, необходимыми формами, методами и механизмами.

Степень научной, разработанности темы., В настоящее время
большое внимание уделяется вопросам качества образования.

Публикационная активность по данной проблематике ежегодно растет на 3-5,5%. Всё большее количество журналов, так или иначе, освещают вопросы качества образования. Литературный анализ показывает, что вопросы экономической безопасности в масштабах государства и применительно к производственной организации достаточно широко освещены в зарубежной и отечественной литературе. В то же время в условиях становления и реформирования системы образования (начиная с 90-х годов и по настоящее время) в.России проблематика безопасности образовательного учреждения, в силу его специфических особенностей, приобрела во многих случаях самостоятельное значение. Проблемы качества образования и экономической безопасности образовательного учреждения, тем более в системном единстве, до настоящего времени не подвергались достаточно широкому изучению. В изучение проблем данного исследования большой вклад внесли такие ученые как: Абалкин Л.И., Брызгалин А.И*., Колосов А.В:, Яковец Ю.В., Е. Балацкий, Короткое Э.М. В. А. Федоров, Е. Д. Колегова, Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова, М.М.Поташник, В. А. Трайнев, С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Кондрат И.Н., Перминов В.Л., Скаржинская Е.М., Чекмарёв В.В. и др. а также зарубежные исследователи, в частности таких как Ансофф И., Брейли Р., Бригхем Ю., Ван Хорн Дж., Вильсон К., Гапенски Л"., Друкер П., М. Инс и

сущность используемых в работе категорий общей экономической теории,

экономики образования, экономической безопасности организаций, экономической безопасности образования и качества образования, разработан терминологический аппарат и представлены исходные научные положения, позволившие осуществить исследование на необходимом научном и практическом уровне.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования - выявить системные взаимосвязи и синергообразующее взаимовлияние качества! образования в отдельно взятом Вузе и уровня экономической безопасности образовательного учреждения, с учетом влияния на них экзогенных экономических условий.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

    уточнить и расширить главные дефиденты теории образования, в частности: качество, образование, качество образования, экономическая безопасность Вуза;

    выясниты изменение качества образования в зависимости от этапа развития экономики;

3) произвести типологию Вузов- как базы оценки уровня качества
образования, позволяющей выявить взаимозависимость и
взаимовлияние с экономической безопасностью высшего учебного
заведения;

5) предложить систему показателей, позволяющих оценить качество
образования на различных этапах развития экономики;

6) выявить, систематизировать, произвести анализ источников

безопасность образовательного учреждения и показать их отличия от

источников финансирования зарубежных Вузов;

7) сформировать ряд мер по преодолению угроз коррупции в высших учебных заведениях.

Предметом, исследования являются проблемы взаимодействия качества образования и экономической безопасности Вуза на разных этапах развития российской экономики.

Объектом исследования является образовательное учреждение, дающее высшее профессиональное образование, удостоверяемое дипломом государственного образца и в котором используются или создаются механизмы, обеспечивающие надлежащую взаимосвязь между качеством образования и уровнем экономической безопасности.

Научной гипотезой -работы является предположение о том, что степень взаимодействия качества образования и уровня экономической безопасности Вуза зависит от этапа развития экономики.

Теоретическую, методологическую и эмпирическую базу исследования

составили современные концептуальные построения и системы научных

взглядов на развитие образовательной сферы, качество образования, в части

самостоятельного функционирования образовательных учреждений;

разработанные, прежде всего, научными школами СССР и затем России, и

экономическую безопасность с её новыми инновационными

представлениями. В- процессе исследования использовались подходы

системного анализа, факторного анализа, прогностики, классификации, а так

же традиционные методы научного познания - сопоставление, схематизация,

обобщение, логическое построение и т. д. В исследовании реализованы

статистические методы обработки полученного массива численных данных с

использованием методик, адаптированных к решаемым задачам. В отдельных

случаях количественный анализ проводился на основе предложенных в

исследовании формул, которые позволяли оценивать требуемые параметры с

определённой достаточной для работы точностью. Эмпирической базой

исследования явились концепция и государственная. стратегия

экономической безопасности Российской Федерации, законы Российской

Федерации, Указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, аналитические материалы Федеральной службы статистики, Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ и др. Информационной базой исследования, послужили материалы периодической печати, научно-практических конференций и семинаров, сети Интернет, статистические данные государственных и негосударственных органов, отчёты деятельности благотворительных фондов, школ и аналогичных организаций Российской Федерации, а так же результаты самостоятельных наблюдений автора.

Положения, выносимые на защиту:

1) уточнённые определения понятий: «качество образования»;
«экономическая безопасность Вуза»;

2) показано, что взаимодействие качества образования и экономической
безопасности вуза- в период коренных преобразований экономики России
претерпело ряд трансформаций от почти полного отсутствия взаимодействия
в начале 90-х г. до перехода- в состояние; когда качество образования
становится фактором экономической безопасности высшего учебного
заведения;

    предложена типология Вузов (с выделением трех типов: эдукологического, исследовательско-поискового, инновационно-средообразующего), позволяющая осуществлять формирование и функционирование системы, экономической безопасности Вуза на боле высоком, системно сформированном уровне и, благодаря этому, целенаправленно влиять, на качество образования в современных быстроменяющихся общественно-политических условиях;

    разработана более сложная форма оценки деятельности высшего учебного

заведения, основанная на выделении трех блоков, включающих в себя -

анализ современного состояния Вуза, краткосрочную и долгосрочную перспективу его развития.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в осмыслении на более совершенном теоретико-практическом уровне проблем взаимодействия качества образования и экономической безопасности высшего учебного заведения в зависимости от этапа развития экономики; и типа Вуза.

Конкретные элементы новизны заключаютсяв следующем:

    уточнен ряд определений, в частности, для таких понятий как «качество образования» и «экономическая безопасность Вуза»;

    установлено, что взаимодействие экономической безопасности и качества образования проявляется по-разному, в соответствии с этапом развития Российской экономики - трансформации транзитивной экономики (с выделением трех самостоятельных этапов: выживания; стабилизации и подъема) в инновационную экономику страны;

    произведена типологизация Вузов, предполагающая разделение их по трем " категориям: ~V. категория- Вуз как эдукологическая система, 2 категория - Вуз как исследовательская система,. 3 категория - Вуз- как инновационнаяf система; что является базой для: оценки уровня качества? образования, позволяющей выявить взаимозависимость и взаимовлияние с экономической безопасностью высшего учебного заведения;

    произведён анализ различных типов взаимодействия экономической безопасности и качества образования: высшего учебного заведения;

6) выявлен, систематизирован; произведен анализ источников

финансирования Вуза, полнота которых обеспечивает экономическую

безопасность образовательного учреждения и показаны их отличия? от

источников финансирования зарубежных Вузов.

7) предложен ряд мер по преодолению угроз коррупции в высших учебных заведениях.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные научные результаты позволяют на более высоком уровне осуществлять формирование взаимодействия и взаимовлияния качества образования и системы экономической безопасности Вуза.

Диссертационное исследование с использованием экономических категорий (новых и адаптированных к изменившимся условиям) раскрывает и дополняет теоретические положения к решению проблем взаимодействия и взаимовлияния*качества образования и системы экономической безопасности Вуза. Результаты, работы могут являться основой для подготовки методических материалов и курсов- лекций по дисциплинам: качество образования, экономика образования, экономическая ^ безопасность образования; экономическая:безопасность образовательного учреждения*для-специальностей:, менеджмент организации; экономическая безопасность и др., а также для дальнейших научных исследований^

Практическая^ значимость- работы заключается в использовании результатов исследования в качестве механизма разработки рекомендаций по организации и совершенствованию взаимодействия И" взаимовлияния качества образования и системы экономической безопасности-Вуза.

Проведенный-в исследовании анализ, полученные результаты и выводы доведены до уровня конкретных научно-обоснованных рекомендаций, которые неоднократно были представлены широкой общественности, что позволило улучшить деятельность, ряда Вузов и государственных учреждений, занимающихся управлением и регулированием высшего профессионального образования:

Министерством образования и науки Российской^ Федерации при

разработке концепции и стратегии обеспечения экономической безопасности

образования и формирования стратегии и тактики развития экономики

образования;

различными региональными и территориальными органами управлениями образовательными учреждениями (Департаментом образования г. Москвы, окружными управлениями образованием и т.д.) при разработке концепций, стратегий и планов (как текущих, так и долгосрочных) деятельности подведомственных организаций;

администрацией образовательных учреждений, в, которых формируется, система экономической безопасности, взаимосвязанная с качеством образования;

Учеными; исследующими развитие образовательной сферы, как на уровне страны (макроуровень), так и на уровне образовательных учреждений (микроуровень).

Соответствие диссертации паспорту научной специальности;

Область исследования работы находится в рамках пункта 11.10 «Механизмы и, инструменты, создания эффективной системы, экономической безопасности специальности" 08.00.05 - Экономика, и управление народным хозяйством (11.Экономическая безопасность)», паспортов* специальности ВАК (экономические науки).

Апробация работы и реализация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования- докладывались и

обсуждались на Всероссийской научной конференции «Аудиовизуальные

научно-технического совета Российского нового университета, на ученом

совете Московской финансово-промышленной академии, на заседании по

качеству управления стратегического развития НИИ Технического

университета (МИСиС). Кроме того, результаты проведенного исследования,

на рабочих группах по разработке оценочных показателей качества

деятельности Вузов для определения вида учреждения высшего

профессионального образования, в Федеральной службе по надзору в сфере

науки и образования.

Публикации. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования отражены в 6 научных статьях, объём которых составил 6,3 печатных листов.Черкасов Кирилл Сергеевич