Медицина

Человеке душевный мир и то. Духовный мир человека. Роль веры в духовной жизни человека

Что такое мир душевный? Мир в душе, тишина - это дар Божий, благодать, состояние душ праведных. Все святые за свою праведную жизнь во Христе награждались миром душевным. Простым грешникам Господь лишь изредка даёт ощутить состояние мира душевного - блаженство, которое ожидает души праведников в вечной жизни.

Вот, как описывает Николай Мотовилов момент схождения на него благодати Духа Святого с ощущением мира душевного, явленной ему по молитвам св. прп. Серафима Саровского, и как сам преподобный разъясняет, что такое мир душевный, Божий:

«- Каким же образом,- спросил я батюшку отца Серафима, - узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?

Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием!... Что же чувствуете вы теперь?

- Необыкновенно хорошо! - сказал я.

- Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей , что никакими словами выразить не могу!



- Это, ваше Боголюбие, - сказал батюшка Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: "мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам. Аще бо от мира были бысте, мир убо любил свое, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Обаче дерзайте, яко Аз победил мир".

Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и даёт Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; мир, по слову апостольскому, всяк ум преимущий. Так его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, потому и называется миром Божием ...


И другие подобные небесные чувства ощутил тогда в своём сердце Николай Мотовилов, находясь в благодати Духа Святого: «необыкновенную сладость», «необыкновенную радость», «теплоту необыкновенную», «необыкновенное благоухание »…

«- Так ведь и должно быть на самом деле,- объяснил ему преподобный,- потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем , ибо Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть. Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это царствие Божие теперь внутрь вас и находится, а благодать Духа Святого и отвне осиявает, и согревает нас, и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною…

У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему… Ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие

У каждого мыслящего человека есть свой внутренний мир. У кого-то он яркий и насыщенный, богатый, как говорят психологи, "человек с тонкой душевной организацией". У некоторых, наоборот - маленькая комнатушка, наполненная фобиями и навязанными стереотипами. Все разные, уникальные, а значит, и мир внутри разный. Как разобраться в этом многообразии, кто есть кто?

Что такое внутренний мир человека?

Некоторые называют это душой, но это не совсем так: душа неизменна, а отношение к миру, ведущее человека по жизни, может меняться.

Набор внутренних качеств характера, образ мышления, моральные принципы и жизненная позиция в совокупности со стереотипами, страхами - вот что такое внутренний мир. Он многогранен. Это мировоззрение, психическая составляющая человека, которая является плодом его духовного труда.

Строение внутреннего мира

Тонкая душевная организация человека состоит из нескольких сегментов:


Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что внутренний мир - такая четкая стуктура, информационная матрица как основа человеческого существа. В совокупности с душой и физическим телом они образуют человека как индивида.

У некоторых людей очень развита эмоциональная сфера: они тонко чувствуют происходящее и замечают мельчайшие изменения эмоций у окружающих. У других крайне развито мышление: им под силу сложнейшие математические уравнения и логические задачи, но если при этом они бедны на чувственном плане, то любить от всего сердца они не могут.

Поэтому важно, если человек хочет раскрыть потенциал, заложенный в каждого, и развернуть свой внутренний мир до невиданных горизонтов, параллельно развивать все сегменты своего существа.

Что значит богатый внутренний мир?

Под этим термином имеется в виду то, что человек живет в гармонии с собой и внешним миром: людьми, природой. Он живет сознательно, а не плывет по течению, искусственно созданном обществом.

Этот человек умеет создавать вокруг себя счастливое пространство, меняя этим внешний мир. Ощущение довольства жизнью, несмотря на все перипетии, не покидает его. Такой человек ежедневно пытается стать лучше, чем был вчера, сознательно развиваясь во всех сферах своего внутреннего мира.

Принцип и мировоззрение - это одно и то же?

Принципы - это шаблонные субъективные установки ума на ситуацию, людей и мир, которые зачастую управляют человеком. Они индивидуальны для каждого, складываются в процессе воспитания и закладываются глубоко в подсознание жизненным опытом.

Мировоззрение не имеет шаблонов - оно гибкое, но при этом устойчивое, как бамбук: он может сильно согнуться, но, чтобы его сломать, придется очень постараться. Это моральные ценности, приоритеты в выборе жизненного пути и представления о том, какой должна быть жизнь.

Какая разница между внешним и внутренним миром человека?

Что такое внешний мир? Это окружающее человека пространство: дома, природа, люди и машины, солнце и ветер. Сюда же относятся социальные отношения и взаимодействие с природой. Органы познания - зрение, тактильные ощущения и обоняние - тоже относятся к внешнему миру. А то, как мы реагируем на них, испытывая различные эмоции, чувства - это уже проявление внутреннего мира.

При этом внутренний мир личности способен воздействовать на внешний: если человек доволен жизнью, то и дела у него спорятся, работа - в удовольствие и люди окружают позитивные. Если же внутри человек раздражен или в гневе, осуждает всех и вся, то и в быту ничего не получается, неудачи преследуют его. Разрушающе воздействуют на внутренний мир фобии и комплексы: они искажают восприятие мира и людей.

Все, что с человеком происходит в жизни, это отражение его внутреннего состояния, и если есть желание изменить окружающий мир, то нужно начать именно с себя - с трансформации внутреннего пространства.

Как развивать свой внутренний мир?

Что такого необычного необходимо совершить, чтобы духовный мир начал меняться? На самом деле совершать довольно обычные вещи:

  1. Правильное питание. Часто пища, которую едят люди, отравляет не только их тело, но и сознание. Человек с тонкой душевной организацией никогда не позволит себе съесть другое существо, поэтому вегетарианство - это первый шаг.
  2. Прогулки на природе. Сюда же относятся путешествия в другие города или страны, туристические походы и просто поездки за город или к морю. Только с одной разницей - это не гастрономические туры: поесть шашлыка, выпить пива с друзьями, перепробовать все пиццы в новом городе. Важна связь с природой: полежать на траве, полюбоваться закатом или рассветом, понаблюдать за животными.
  3. Медитация - один из самых мощных инструментов для развития. Только не надо путать этот процесс с сидением закрытыми глазами и скрещенными ногами в ожидании, когда уже закончится время урока. Медитация - это самоанализ, путь внутрь: человек погружается в наблюдение за своими эмоциями, мыслями или просто дыханием (на первых этапах освоения своего разума).
  4. Чтение духовных книг. Это не значит, что нужно прочесть «Библию» или «Бхагавад-Гиту», каждой книге свое время, а «Поллианна» или «Маленький принц» являются такими же высокоморальными творениями.
  5. Умение быть благодарным всему, что окружает, всему, что происходит. Даже если это идет вразрез с планами. Вселенной виднее, каким путем направить человека на развитие.

Развитие внутреннего мира подразумевает под собой яркое желание, стремление и последующие действия с полным осознаванием происходящего. Одного «хочу» здесь мало: за ним должно последовать «делаю» и «регулярно».

Чем каждый из нас отличается от других? Казалось бы, все мы имеем одинаковое количество хромосом, каждый из нас испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Так в чём же разница и за счёт чего между нами такими одинаковыми так часто возникают недопонимания, вот главный вопрос нашей статьи.

Внутренний мир личности – это психическая реальность человека, организованное содержание его психики, вмещающее в себе все аспекты сознательной духовной жизни индивида и его духовную энергию. Внутренний духовной мир – это первоначальное создание культурных ценностей и дальне их сохранение, распространение. Данное понятие является своего рода словестной метафорой определяющей виртуальную реальность, которая моделируется взаимодействием нейронов головного мозга.

Психология внутреннего мира человека

В современном мире душа - является синонимом внутреннего мира, хотя это не совсем так. Расширение и развитие духовного мира может происходить очень стремительно, в то время как душа может оставаться неизменной.

Структура душевного мира

Богатый внутренний мир личности формируется с помощью компонентов духовной структуры мира.

  1. Познание - нужда знать что - то о себе и о смысле своей жизни, своей роли в этом обществе и о том, что происходит вокруг нас. Именно это свойство нашего мышления и формирует нашу интеллектуальную платформу для дальнейшего развития, тренирует умение получать новую информацию на основе той, что уже была известна ранее.
  2. Эмоции – личностные переживания по поводу всего с нами происходящего, каких - то явлений или событий.
  3. Чувства - эмоциональные состояния, отличающиеся от эмоций большей стойкостью и продолжительностью по времени. Также чувства имеют ярко выражений предметный характер, другими словами особую направленность на что или кого либо.
  4. Мировоззрение – ключевой аспект в изучении внутреннего мира человека. Это совокупность взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и моральных принципов как своих, так окружающих вас людей.

Мировоззрение играет значительную роль в судьбе человека, ведь именно благодаря ему мы имеем жизненные ориентиры и цели для практической деятельности. Оно также позволяет каждой женщине выделить для себя главные жизненные и культурные ценности. Развитие внутреннего мира происходит посредствам совершенствования всех его выше представленных составляющих. Не стоит также забывать, что развитие мировоззрения зависит от того жизненного пути который вы уже прошли, в то время как духовные аспекты познания можно формировать и расширять с момента осмысления себя как личности.

Гендерные различия душевной организации

Актуальной темой для обсуждения на сегодня является различие в построении внутреннего мира девушки и парня. Для женщин моральные ценности и мировоззрение партнёра играет куда более важную роль, нежели для мужчин. Сильный пол более ориентирован на восприятие внешних характеристик спутницы. Дамская душевная организация очень хрупка и нестабильна, независимо от того какими чертами характера она обладает. Для профилактики травм внутреннего мира, полученным вследствие конфликтов с мужчинами, женщинам следует помнить, что противоположный пол более поверхностно воспринимает нашу личность, поэтому всё происходящее не принимает так же «близко к сердцу» как и вы.

Главной проблемой внутреннего мира является то, что и до сегодня нам мало что известно о принципах его функционирования, так как инструментария для исследования мотивационно –волевой сферы нашей деятельности не существует. Возможно в будущем, такой аппарат будет изобретён, и мы сможем избавиться от нечестивых помыслов и негативных эмоций навсегда.

Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих осложнений. А как это возможно? Только обратившись к психологии, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека, его душу.

Итак, психический мир - как же его понять? Как известно, в технике, в системе управления человек рассматривается как «черный ящик», глухо закрытый на все запоры. Поэтому главное - что на входе в этот ящик: информация, инструкция, команда, и что на выходе: поступки, слова. Процессы же, происходящие в «черном ящике», мало кого волнуют, главное, чтобы они не препятствовали прохождению нужной информации. Такое отношение к человеку порождает чувство неуверенности, приводит к утрате смысла жизни, невозможности раскрытия своей индивидуальности. В этом одна из причин живучести административно-командной системы и технократического подхода к человеку.

Так давайте попробуем приоткрыть этот «черный ящик», взглянуть внутрь его, т. е. в человеческую душу, в психический мир человека.

Когда мы говорим о психическом мире, то предполагаем, что само понятие «мир» очень многопланово, разнообразно, противоречиво, динамично, но не хаотично, а имеет свою внутреннюю организацию, определенные закономерности, взаимосвязи. Психический мир - это и мир восприятия и познания окружающей действительности, и взгляд внутрь себя, мир своих переживаний, отношений с другими людьми. Это - душа человека. Люди с древних времен пытались проникнуть в тайны души. Человеческая душа - самое великое из всех чудес на свете. Тысячелетиями перед этим чудом останавливались в изумлении философы, психологи, писатели, художники, пытаясь описать, выразить, познать сущность душевных, психических свойств человека. И сделать это не просто из любопытства, но постараться овладеть силами человеческого духа, научиться управлять поведением человека, его духовным развитием.

Душа - понятие, в котором древний человек обобщенно обозначил, объективировал свой внутренний мир. В понимании души человек подошел к понятию живого в его противопоставлении неживому. Первоначально душа не была чем-то чужим телу, она выступала как двойник человека, с теми же потребностями, мыслями, чувствами и поступками. Душа жила человеческой жизнью. И до сих пор мы говорим - душа мечется, страдает, болит, радуется. Представление о душе, как о иной сущности сформировалось позже, когда душу стали трактовать как нечто принципиально отличное от всего, что существует в реальном мире, придав ей даже космический смысл.

Название «психология», введенное в трактате, который появился в 1590 г., означает наука о душе.

Ибн Сина (Авиценна) - великий мыслитель Средней Азии - писал, что десять признаков есть у души благородной: шесть ее унижают, а четыре ее возвышают. Вот шесть унижающих признаков: подлость, ложь, зависть, небрежение к близким, к несчастью и боли народной. А возвышают ее - щедрость, опора, сила и гордость. Душа должна иметь «звезду путеводную». (Мы бы сказали - смысл жизни, мир ценностей.) И еще слова о внутренних механизмах души:

«Пять чувств от слуха и до зренья

Даются нам для внешнего общенья,

А мысль и память внутреннюю службу

Несут, определяя все решенья».

Ибн Сина. Избранное. Ташкент, 1981.

И, действительно, душа имеет очень сложную внутреннюю организацию. Иногда, особенно в учебниках по психологии, весь психический мир раскладывают по полочкам на процессы, состояния и свойства. При этом утрачиваются целостность и противоречивость внутреннего мира человека.

Двадцатое столетие принесло значительный прогресс в углубление знаний о человеке и его душевных проявлениях.

Поведенческую психологию можно назвать одним из первых направлений развития психологии в XX в. Хотя теория бихевиоризма была сформулирована в предыдущем столетии, ее влияние на мировую психологию, в частности на американскую, где она зародилась, остается значительным и в настоящее время. Кредо бихевиоризма выражает формула: «стимул - реакция», согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание человека (отсюда и название - от английского behavior - поведение). Для представителей этого направления: Э. Торндайка и Дж. Бр. Уотсона бихевиоризм является прагматической теорией, а поэтому анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться, как и во всех естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.

Развитие бихевиоризма в XX в. связано с именами Э. Толмена, К. Халла и Б. Ф. Скиннера. Толмен сформулировал два закона научения (как человека, так и животных): закон упражнения и закон эффекта. Он экспериментально наблюдал, как крыса научается находить в лабиринте путь к пище благодаря тому, что у нее складывается «познавательная карта» этого пути, а не простая сумма двигательных навыков. Усвоенная животным «познавательная карта» подкрепляется ожиданием, а не самим по себе удовлетворением органической потребности. В значительной степени благодаря Толмену в американской психологии 30 - 40-х гг. стало привычным трактовать человека как большую белую крысу, «погруженную в мысли». В XX в. представители бихевиоризма, отстаивая детерминистическое объяснение механизмов построения поведения, вводили «промежуточные переменные», связанные с познавательным и мотивационным факторами.

Халл ввел понятие машинообразной целесообразности поведения и считал, что человека можно рассматривать в качестве робота, машинообразно поддерживающего свое существование. Живая машина у Халла способна изменять свое поведение соответственно изменяющимся условиям. Такие машины механике неведомы.

Основной идеей Скиннера была роль обратной связи при управлении поведением. Концепция Скиннера заложила основы программированного обучения, она вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

Вторым ведущим направлением развития психологии в XX в. является фрейдизм, названный по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского врача, психопатолога и психолога. Сам Фрейд обозначал это направление термином «психоанализ». Открытием Фрейда было подсознание - как источник первичных стимулов человеческого поведения. Следовательно, с одной стороны, психоанализом называется общая теория механизмов человеческого подсознания, имеющая широкое значение и служащая основой для целостного понимания человека. С другой стороны, психоанализом называется система специальных методов, с помощью которых можно исследовать подсознание человека с целью излечения нервных и психических болезней.

Среди исследований, устремленных к познанию самого сложного и интимного в организации психического мира человека, выделяются работы основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, ближайших его соратников А. Адлера и К. Юнга, неофрейдистов: К. Хорни, Э. Фромма и других.

З. Фрейд в своем учении отказался от традиционного разделения духовного и телесного и наполнил новым содержанием понятие психики, психического мира человека. Он попытался заглянуть внутрь «кипящего котла» души человеческой и выявить, какие же там идут процессы и как они влияют на душевное и психическое здоровье человека.

В созданной Фрейдом системе анализа душевной жизни человека было раскрыто влияние неосознаваемых личностью влечений, интересов, мотивов на ее поведение, на представление о самой себе и других людях. На материале из психиатрической практики были прослежены сложность и многоплановость структуры личности, значение внутренних конфликтов и кризисов в ее развитии, последствия неудовлетворенных желаний.

Третьим значительным и широко распространенным направлением в психологии XX в. является гуманистическая психология. Среди ее основателей - К. Роджерс (1902-1987) - один из самых влиятельных психологов нашего века. В гуманистическом подходе заложены идеи экзистенциальной (existentia - лат. «существование» и восточной философии: дзен буддизма, например. В центре гуманистической концепции находится личность - «Я» каждого человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерна ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции. Поэтому психотерапевтический метод К. Роджерса так и называется «клиент-центрированная терапия», т. е. терапия, ориентированная на клиента, предусматривающая недирективный стиль общения.

Этот метод подразумевает возникновение глубокого личностного контакта, признание безусловной ценности каждого человека, полное его принятие. В этих условиях личность становится открытой по отношению ко всему реальному жизненному опыту, реализуя таким образом свою гибкость и свободу.

К. Роджерс в одной из работ писал, что как бы психотерапевту не было приятно продемонстрировать свою эрудицию и ум, он все же поступит лучше, если положится на клиента и будет двигаться в том направлении, которое изберет последний, поскольку только клиент на самом деле знает, в чем заключается его собственная проблема.

Существует пять основных принципов гуманистической психологии. Первый заключается в том, что человек является целью этого направления, а не средством, как в бихевиоризме. Второй связан с рассмотрением собственно человеческих свойств и отношений: любви, свободы, ответственности, веры - как основополагающих. Третий принцип состоит в том, что гуманистическая психология отказывается быть биологической наукой, а становится наукой по типу гуманитарной. Четвертый принцип признает, что истинная сущность человека заключается в его добром начале. И, наконец, гуманистический метод есть отказ от принципа гомеостаза, поскольку он исходит из принципа саморазвития личности.

В настоящее время гуманистический метод является наиболее признанным методом психологии и психотерапии во всем мире.

Выдающиеся представители отечественной психологии Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов предложили свой, тоже глубоко гуманистичный подход к исследованию психического мира человека - личностно-деятельностный. Они рассматривают человека как личность и индивидуальность со всеми присущими ей особенностями, включенную в активную созидательную деятельность.

Давайте попробуем, опираясь на рассмотренные подходы, представить особенности психического мира человека:

пространство психического мира, как бы поле, на котором разворачивается психическая жизнь человека;

динамика движения психических процессов, состояний во времени, психологическое время;

индивидуализация психического мира - реализуется в процессах переживания;

отношение к себе и другому человеку, вхождение психического мира другого человека в мой психический мир;

энергетический заряд, который активизирует мой психический мир.

А теперь рассмотрим более подробно каждую составляющую психического мира человека.

Пространство психического мира состоит как бы из двух плоскостей - сознательного и бессознательного. З. Фрейд впервые обратил внимание на огромную роль бессознательного в психической жизни человека. Раньше считалось, что в бессознательном происходят только физиологические процессы, а все психическое - это сфера сознательного. З. Фрейд же показал, что сознание - это лишь вершина айсберга, возвышающаяся над большим основанием бессознательного. Роль сознания, по З. Фрейду, состоит в том, чтобы упорядочить бессознательное, отграничить возможное от невозможного, желаемое от действительного, настоящее от прошлого и будущего, реальное от нереального. В бессознательном, в отличие от сознательного, воспринимаемый мир сливается с переживаниями человека, его отношением к этому миру, что делает невозможным контроль действий и оценку их результатов. В бессознательном прошлое, настоящее и будущее могут причудливо переплетаться (например, в сновидении). Что же относится к сфере бессознательного:

надсознательное - вершина творческого процесса, творческая интуиция, благодаря которой происходит внезапное озарение;

неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обуславливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим;

регуляция автоматизированных и непроизвольных действий, опирающаяся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях (навыки ходьбы, письма и тому подобное);

психические явления, находящиеся на подпороговом уровне чувствительности.

В бессознательном заложены глубокие генетические корни. К. Юнг считал, что существуют глубинные образования, которые он назвал архетипами. Архетипы - общечеловеческие первообразы - лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В архетипах запечатлен передающийся по наследству опыт предшествующих поколений.

Итак, в психическом пространстве причудливо переплетаются сознательное и бессознательное. Это находит отражение в разделении психического пространства личности на три взаимосвязанных области, или, как писал З. Фрейд, на три царства - «Сверх Я», «Я» и «Оно».

«Оно» - бессознательная система, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или эмоционального порядка. «Оно» управляется принципом удовольствия, ему присуще изначальное стремление к наслаждению.

«Я» - сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром, часто «Я» уходит вглубь бессознательного, благодаря чему осуществляется синтез глубинных неосознанных влечений и требований общества.

«Сверх Я» - своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью - это ее совесть. В «Сверх Я» также сочетаются сознательное и бессознательное.

Как писал З. Фрейд, можно сказать, что «Я» в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а «Оно» - неукротимые страсти. Между «Я» и «Оно» устанавливаются отношения постоянной напряженности. Фрейд сравнивает отношения «Я» и «Оно» с отношениями наездника и лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Отношения между «Я» и «Оно» далеко не идеальны. Известная поговорка предостерегает от служения двум господам. Бедному «Я» еще тяжелее: оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести к согласию их притязания и требования. Эти требования все время расходятся, порой кажутся несовместимыми - не удивительно, что «Я» часто не справляется со своей задачей.

Тремя тиранами являются: внешний мир, «Сверх Я» и «Оно». Человек переживает напряженность отношений между «Я» и «Оно» как состояние беспокойства, тревоги. Если «Сверх Я» устанавливает, что «Я» нарушает требования общества, человек испытывает чувство вины. Таким образом, психической жизни человека сопутствуют постоянные конфликтные состояния. Именно «Я» должно смягчать и разрешать эти конфликты. Регуляция происходит на основе так называемых «механизмов психологической защиты», которые связаны с реорганизацией осознанных и неосознанных компонентов системы ценностей.

Защитные механизмы - это способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни.

К механизмам психологической защиты Фрейдом отнесены регрессия, изоляция, проекция, идентификация, сублимация, рационализация, отказ.

Коротко о сути этих защитных механизмов. Регрессия представляет собой психический синтез травмирующих впечатлений на основе глубинных детских переживаний. М. Зощенко в своей книге «Повесть о разуме» пишет: «С трепетом я переживал свои воспоминания. С трепетом вспомнил мою юношескую жизнь. Мои первые шаги. Мои первые любовные встречи. Да, нет сомнения - я избегал женщины. Я избегал и одновременно стремился к ней. Я стремился к ней, чтобы бежать от нее, устрашенный ожидаемой расплатой. Сцены из младенческой жизни разыгрывались в мои взрослые годы... Меня страшило то, что страшило младенца... Я вспомнил сцену убийства, виденную мной в детстве... » Благодаря регрессии формируются эмоциональные, психологические барьеры, которые человек часто преодолевает с большим трудом, иногда с помощью психологов и психотерапевтов.

Изоляция - уход от общества, от других людей, погружение вглубь себя; иногда приводит к трагическому финалу.

Проекция - перенос на другого человека своих эмоциональных состояний. Говорят: выместил зло на ком-нибудь или прилип к кому-нибудь, как банный лист.

Идентификация - отождествление себя с любым человеком (психотерапевтом, врачом...), в ней часто могут объединяться страх и любовь.

Сублимация - перевод грубых, плотских влечений в сферу чувств и возвышенных интересов. Сублимация, по мнению Фрейда, способствует переливу энергии в творческие процессы.

Рационализация - поиск разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам.

Отказ - бессознательное игнорирование событий во внешнем или внутреннем мире. Иногда этот вид защиты называют сенсорной, или перцептивной глухотой. Человек как бы перестает слышать и видеть то, что очень сильно на него эмоционнально воздействует. Встречается довольно часто, особенно в отношениях руководителей с подчиненными. Начальник выговаривает или читает длинные нравоучения, а человек отключился и не слышит его, и включается только при возгласе: “Ты что, оглох что ли?» Да, действительно, «оглох и ослеп», но это - способ психологической защиты от воздействия другого человека.

Все происходящее в психическом пространстве находится в постоянном, противоречивом, диалектическом движении и развитии, имеет определенную протяженность, т.е. характеризуется показателями времени.

Время в психологии - понятие многоплановое. С чем оно связано? Прежде всего с влиянием биологических ритмов на динамику психических процессов. Восприятие и оценка временных интервалов меняются в зависимости от состояния. Например, в экстремальной ситуации нарушается восприятие времени - то кажется, что оно тянется вечно, то проносится мгновенно...

Существуют также личностно-психологические особенности восприятия времени. Так, сангвиники и холерики недооценивают время, им его всегда не хватает, они постоянно спешат и все равно опаздывают. Флегматики переоценивают время, не спешат и не торопятся. Меланхолики наиболее точно оценивают временные интервалы, поэтому более четко распределяют свое время.

На социально-психологическом уровне происходит отражение социального времени, специфичное для различных социальных общностей, культурно-исторических условий. В историческом масштабе очень важны закономерности осознания личностью исторического прошлого и будущего, а также взаимосвязь этого осознания с собственным прошлым и будущим, возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни в разных ее формах: вера в бессмертие души или понимание своей роли и места в развитии человечества.

Последнее тесно связано с понятием психологического времени, т. е. отражения в психическом мире человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Что же включает в себя психологическое время:

оценку последовательности и скорости протекания различных событий жизни;

переживания сжатости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени;

принадлежность событийжизни к настоящему и удаленность в прошлое или будущее;

осознание возраста, представление о вероятной продолжительности жизни.

Психологическое время не прямо отражает хронологию протекания событий в жизни человека, а определяется сложной системой взаимообусловленных межсобытийных связей типа «причина - следствие», «цель - средство»; изменениями, происходящими в психическом пространстве человека.

Поговорим немного об осознании возраста, о психологическом времени личности. Понятие «возраст» многопланово. Выделяют четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст очень тесно связан с понятием психологического времени и прежде всего с тем, как человек оценивает во внутреннем мире свой возраст.

Мариэтта Шагинян писала: «Я была молода в свои восемьдесят пять лет. Я была так молода, что казалась сама себе моложе прежних двадцати лет». Некоторым молодым людям это высказывание кажется очень странным. Но на самом деле существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. Так, в процессе эксперимента оценивали свой возраст молодые люди (от 20 до 40) и люди старшего возраста (от 40 до 60). Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется, и также, с переоценкой возраста, он воспринимает других. Девушка, которая не вышла замуж в 23 года, считает себя старой девой, а 30-летних и подавно стариками.

После 40 лет наблюдается обратная тенденция - люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожалению, биология напоминает человеку о его возрасте.

Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности:

измеряетсяпо «внутренней шкале отсчета» каждой индивидуальности;

в некоторых пределах обратим, т.е. человек может молодеть и стареть за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьшения психологического прошлого;

может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности человека (в личной жизни, в деловой сфере);

может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды.

Возрастные кризисы - это как бы «поворотные пункты», психологические переломы на жизненном пути человека. В какомжехронологическом возрасте возможны эти переломы?

В детстве - 6-7 лет; у подростков - 12-14 лет; у юношей - 18-19 лет, 25-26 лет. А далее переломы наступают каждое десятилетие - 30, 40, 50 и так до 70, а потом через каждые 5 лет. Человек как бы подводит итоги своей жизни за десятилетие и строит планы на будущее. Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько велико расхождение между целями, задумками, планами, поставленными в молодости, и тем, как они реализованы. Кризис середины жизни помогает человеку переосмыслить прожитую часть жизни и наметить перспективу жизни так, чтобы оставаться активным и нужным людям.

М. Зощенко в «Повести о разуме» оценивает случай с человеком, который попал в автомобильную катастрофу - ему рассекли верхнюю губу и сразу отвезли в больницу. Женщина-хирург в присутствии больного, который не мог говорить из-за травмы, спросила сопровождавшего его друга: «Сколько ему лет?» Тот ответил: «40 или 50, какая разница?» Женщина-врач сказала: «Если 40 - будем делать пластическую операцию, если 50, то зашью так».

Пострадавший делал отрицательные жесты и показывал четыре пальца (что ему 40). Больному сделали пластическую операцию. Все прошло хорошо, шрам был невелик, но моральное потрясение оказалось сильным.

Человек позабыл о том, что его задела машина, его потрясение было в другом - он не мог забыть слова хирурга о пятидесятилетних людях, которым можно зашивать губы так, как иной раз зашивают матрацы, стегая грубой ниткой через край. Вот эта душевная боль стареющего человека осталась у него надолго.

На протяжении своей жизни человек переживает пять основных периодов: рождение, созревание, зрелость, старение и старость. Каждый возрастной период имеет свои особенности (они достаточно подробно описаны в литературе)*. Нам бы хотелось остановиться только на некоторых проблемах.

* Cм.: Рыбалко Е. Ф. Возрастная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

В творческой профессиональной деятельности выделяются несколько фаз: старт, кульминация (пик) и финиш.

Как показали исследования американских и советских психологов, существуют два профессиональных пика. Первый пик приходится на возраст 30-35, когда «умы свежи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совершенно до него неизвестное. Второй пик связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт - возраст 50-60 лет; такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.

Человек как индивидуальность, личность развивается постоянно, хотя некоторые психофизиологические функции подвержены процессу старения: зрение, слух, непроизвольная память и внимание, время реакции.

Любому человеку обязательно надо знать психологические особенности каждого возрастного периода: неустойчивость и максимализм молодежи; высокая работоспособность и профессионализм взрослого человека; повышенная обидчивость, интерес к общению, утомляемость людей старшего возраста.

Каким же содержанием наполняется психическое пространство? Прежде всего - это информация, которую человек получает из внешнего и внутреннего мира. Она представляется в виде образов, слов, невербальных знаков. Информация может быть накоплена в долговременной памяти человека, и он на нее опирается в своей жизни и деятельности, а может быть текущей или, как говорят, оперативной, необходимой для разрешения внезапно возникающих ситуаций и проблем. Информация находится в движении, вовлекается в мыслительную деятельность человека, передается другим людям. Очень важным моментом является организация информации во времени и пространстве.

Кроме информации в непосредственном ее восприятии, у человека имеются некоторые продукты переработки информации: сигналы, мифы, коды, в которых в концентрированном виде накапливается в психическом пространстве определенное содержание. Большую роль играет символика - знаки, отражающие закрепленное традициями или отношениями содержание. Символ больше всего соответствует обозначаемому предмету, важным его свойством является исторически сложившееся содержание, которое нельзя просто так изменить. В психоанализе символ трактуется в связи со склонностями людей к мифотворчеству, т.е. созданию и усвоению определенных образов, помогающих воспринимать и объяснять происходящие в мире события. Существует общечеловеческая, национальная, групповая символика, закрепленная в условных знаках, ритуалах, традициях и обычаях. К. Юнг связывает символику с проявлением и раскрытием через нее глубинных архетипов. Так, в нашем обществе за 75 лет существования сложилось глубинное подсознательное психологическое содержание, проявляющееся в определенных мифах, которые быстро преодолеть невозможно. В содержание психического входит также и символика поведения, или невербальное поведение (жесты, мимика, позы), которое мы расшифровываем при общении с другим человеком (подробнее об этом во втором разделе книги).

Индивидуализация психического мира - это реализация индивидуальности человека, его неповторимости, оригинальности. Все впечатления, воздействующие на человека, проходят через его внутренний мир, имеющий свое содержание, свои особенности, одним словом, субъективный. Одно и то же событие, произведение искусства оценивается субъективно, что вполне естественно и, наоборот, противоестественно стремление заставить всех людей видеть и поступать одинаково, подогнать всех под одну мерку. Более подробно об индивидуальности и психологическом портрете человека мы расскажем несколько позже. А сейчас о переживании. Давайте задумаемся над самим словом - переживание. Человек любое событие переживает, включается в него, пропускает его через себя.

В психологии переживание рассматривается в нескольких значениях: эмоционально окрашенное состояние, возникающее в психическом мире человека под влиянием внешних и внутренних воздействий;

процесс выбора человеком мотивов и целей деятельности, сопровождающийся наличием стремлений и желаний;

форма активности, возникающая при крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в переосмыслении своего существования, иногда приводящая к психологическому кризису.

Переживания помогают человеку обрести личностный смысл происходящих событий, через них идет процесс индивидуализации психического мира человека. Наверное, можно сказать, что человек, переживший горе, беду, будет лучше понимать беды и горести другого. Но вместе с тем не каждое переживание оставляет глубокий след в душе человека.

Очень важным фактором, активизирующим психическую жизнь человека, является энергетический заряд, психическая энергия. З. Фрейд писал, что должна существовать особая энергия, которую нужно положить в основу душевных процессов. Сам он считал главным видом стимулирующей энергии либидо, т. е. сексуальную энергию. Наука пока еще не нашла главных источников психической энергии.

Человек не один в мире, он живет в обществе и постоянно вступает в контакт с другими людьми, поэтому в психический мир каждого из нас постоянно входят другие люди, занимают там определенное место, создают нам хорошее или плохое настроение. Известный психоаналитик К. Хорни отмечала, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле. Каждый человек имеет потребность в некотором количестве контактов, направленных на реализацию любовных, дружеских, товарищеских чувств. К. Хорни разделила потребности на три типа: направленные к людям, против людей и от людей. У большинства людей доминирует обычно какой-то один тип потребностей, благодаря чему различаются и психологические типы характера: по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости. Но все эти потребности человек может реализовать только в обществе и через других людей. В одних ситуациях человек принуждается к постоянному общению и уступчивости, в других - к борьбе и доминированию, в третьих - к изоляции.

В зависимости от того, как именно деформируется социальное равновесие, в нем начинает усиливаться один из элементов «основного беспокойства» - страх, беспомощность, враждебность, чувство покинутости и одиночества. К. Хорни дала характеристику трем социальным типам.

Уступчивый тип направлен к людям, для него характерно стремление присоединиться к группе, к более влиятельной, сильной личности, свои агрессивные стремления он подавляет, но не очень любит людей.

Агрессивный тип направлен против людей, имеет представление о жизни как о борьбе всех против всех, другие люди для него враги. Главное для него - победа и контроль над другими, никому не доверяет. Привязанности и симпатии рассматривает как слабости.

Разобщенный тип направлен от людей, у него возникают эмоциональные барьеры по отношению к другим людям. Близкие контакты вызывают у него тревогу, он старается подавить свои эмоции и воздержаться от оценки других людей.

Глубинные пласты взаимодействия людей попытался раскрыть в своем учении основатель трансактного анализа Э. Берн. Основная идея его теории заключается в том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей и каждый из них в тот или иной момент управляет поведением человека. Эти три человеческих эго-состояния: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д).

«Родитель» является источником социальной преемственности, он включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой - вместилище предрассудков и предубеждений.

«Взрослый» - источник реалистичного, рационального поведения; это состояние, кстати, не связано с возрастом (вспомните детей, взрослеющих после какой-нибудь трагедии). Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, «взрослый» организованно, адаптивно, разумно действует, хладнокровно оценивая вероятность успеха и неуспеха этих действий.

«Дитя» - эмотивное начало в человеке; это состояние «Я» включает все импульсы, естественно присущие ребенку: доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и т. д. Сюда также входят ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые в отношении к себе и другим («Я - хороший, другие ко мне придираются» и т. д.). Внешне Д выражается, с одной стороны, как детски непосредственное отношение к миру (творческая увлеченность, наивность гения), с другой - как архаичное детское поведение (упрямство, легкомыслие и т. п.).

Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке, и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого состояния. Он может вдруг начать воспринимать окружающее и действовать с точки зрения своего детского самоотношения («Я - милый мальчик, все должны мной восхищаться», «Я - слабый ребенок, меня все обижают») или смотреть на мир глазами своих родителей («Нужно помогать людям», «Нельзя доверять никому»).

В жизненной перспективе эго-состояние развивается у человека в такой последовательности: у новорожденного на эмоционально-чувственной основе сразу же начинает формироваться «детское» состояние «Я» (здесь важен тактильный, визуальный и голосовой контакт с ребенком как форма признания факта его существования); затем развивается «родительское» состояние «Я» на базе подражания поведению родителей и воспитателей (здесь важно наличие наблюдаемых поведенческих моделей, в частности, видимое со стороны поведение родителей по отношению к братьям, сестрам, остальным членам семьи, другим людям и объектам вообще), включая свойственные им формы признания ценности людей и объектов; наконец, «взрослое» состояние «Я», хронологически заземленное в детстве, складывается по мере поиска растущим ребенком смысла в окружающей действительности, в значениях той научно-практической парадигмы, которая свойственна данному обществу, эпохе и ближайшей социальной микросреде. Признание «взрослого» в человеке осуществляется обществом (но через своих живых представителей!) путем наделения его различными символами социального успеха, открывающими путь к исполнению разнообразных должностных и профессиональных ролей.

Жесткое преобладание одной из позиций в человеке имеет свои минусы. Те, в ком превалирует «родитель», стараются постоянно давать советы и наставления, донимают окружающих различными указаниями. У «взрослого» серьезность и объективизм могут оборачиваться некоторой холодностью и сухостью. У «дитя» эмоциональность и неустойчивость порождают снисходительность к себе, самонадеянность, хвастливость. Оптимальным считается вариант, когда в человеке присутствуют все три состояния в равных пропорциях, что встречается крайне редко.

Само по себе наличие трех состояний, естественно, сказывается и на коммуникациях людей. Вступая в контакт с другим человеком, мы обычно неосознанно выбираем одну из трех позиций.

Так, выступая с позиции Р, мы начинаем учить, критиковать, направлять, оценивать, упрекать, осуждать; становимся людьми, знающими все на свете и имеющими на все свою точку зрения. Мы не сомневаемся ни в чем, за все отвечаем, со всех требуем, но в то же время всех защищаем, утешаем и т.д.

Выступая с позиции В, мы трезво мыслим, тщательно взвешиваем, логически анализируем, не поддаемся настроениям, не комплексуем и т. п.

В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, к сожалению, весьма распространены. Даже глубоко верующие и воцерковленные люди, призванные к хранению душевного мира, в повседневной жизни не всегда могут совладать с собой: волна эмоциональной раздражительности, подобно бушующей стихии, захватывает их целиком и несет в пучину греха, в царство ссор и распрей.

Если задуматься над тем, почему даже в православных семьях иной раз возникают проблемы с детьми и конфликты между супругами, то нетрудно прийти к выводу: люди просто не умеют обуздывать свои эмоции. Излишняя, неконтролируемая эмоциональность весьма отрицательно сказывается на семейных отношениях. Насколько важно для христианина сохранение душевного мира, видно из слов старца Алексия Зосимовского, которые были адресованы одной паре только что поженившихся супругов: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы».

О причинах раздражительности и потери мира душевного так писал владыка Арсений (Жадановский): «Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод - и твое настроение испортилось. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению. Раздражительность, недовольство людьми вызываются завистью, недоброжелательством к ним. Тоска, уныние, угнетенное состояние духа вызываются предшествующими греховными помыслами, чувствами, делами. Благодать Божия, как утренняя роса, прогоняет все это, освежая сердце и все внутреннее существо человека. Счастлив тот, кто умеет или, лучше сказать, способен быстро привлекать к себе эту благодать Божию: тот легко освобождается от тех душевных страданий, о которых мы говорим». Верующему не стоит забывать, что «раздражительность есть проявление оскорбленного самолюбия».

Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир собственно душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих. В чем заключается в последнем случае умение или искусство жить мирно? На это ответ дает Спаситель: “Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11: 28-29)… Скорби всегда более или менее нарушают мир душевный, но духовно-благодатного мира они не могут нарушить никогда. Поэтому о стяжании этого мира и необходимо нам заботиться в продолжение всей нашей земной жизни».

Именно такой благодатный мир стяжал преподобный Антоний Великий. Обратимся к его житию, записанному святителем Афанасием Великим: «Около двадцати лет провел так Антоний, подвизаясь в уединении, никуда не выходя и все это время никем не видимый. После же, поскольку многие домогались и желали подражать его подвижнической жизни, какие-то знакомые его пришли и силою разломали и отворили дверь. Исходит Антоний, как таинник и богоносец из некоего святилища, и приходящим к нему показывается в первый раз из своей ограды. И они, увидев Антония, исполняются удивления, что тело его сохранило прежний вид, не утучнело от недостатка движения, не иссохло от постов и борьбы с демонами. Антоний был таким же, каким знали его до отшельничества. В душе его та же была чистота нрава; не был он скорбию подавлен, не пришел в восхищение от удовольствия, не предался ни смеху, ни грусти, не смутился, увидев толпу людей, не обрадовался, когда все стали его приветствовать, но пребыл равнодушным, потому что управлял им разум, и ничто не могло вывести его из обыкновенного естественного состояния».

К сожалению, для простых мирян мир духовный (по сути, это бесстрастие) - состояние, практически недостижимое. Потому с врачом-психиатром Екатериной Николаевной Кулебякиной и руководителем Центра общинной педагогики «Спас» Игорем Константиновичем Лизуновым мы беседовали о том, как современному человеку сохранить мир душевный.

Андрей Сигутин: Моя учительница русского языка говорила, что эмоции следует отличать от чувств, ибо последние характеризуются глубиной и устойчивостью. Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются - вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Поэтому мы и говорим о чувстве любви, а не об эмоции. Екатерина Николаевна, с точки зрения психологии, ощущения, чувства, эмоции - что это такое?

Эти понятия очень часто путают, может быть даже намеренно, поэтому я считаю необходимым дать точное определение каждому из них.

Ощущение - это та информация, которую человек получает через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и мышечно-суставное чувство, определяющее положение тела в пространстве.

Эмоции - это ярко выраженные субъективные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей индивида. Эмоции могут возникать самопроизвольно, но поддаются контролю.

Чувства - высокодифференцированные эмоциональные переживания, имеющие отчетливо выраженный предметный характер, которые человек может контролировать.

А.С.: То есть чувства, в отличие от эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться?

Е.К.: Да. Страсти же - это чрезвычайно насыщенные, бурные переживания, которые субъективно оцениваются как исключительные, неподвластные самоконтролю, подавляющие волю человека.

А.С.: Неудивительно, что в мирском, обыденном понимании страсть как состояние человека имеет даже положительную окраску: нередко страстью называют любовь. В Православии же страстью называется страдание, порок, греховный навык.

Е.К.: Как видно из определений, основным критерием отличия чувств от эмоций и страстей является воля человека. Безусловно, свободное волеизъявление, в том числе осознанное подчинение своего внутреннего устроения морально-этическим нормам, является отличительной чертой здорового, независимого человека. Так, человек, подверженный страсти табакокурения, зависим от табака; подверженный сексуальной страсти (намеренно не называю это любовью) зависим от объекта влечения; подверженный азартной страсти - от игровых автоматов, казино; гордый человек зависим от чужого мнения и т.д. Характерно, что страсти всегда бесперспективны, у них нет будущего, только настоящее, которое отнимает у человека все силы, чувства, здоровье, а взамен ничего не дает, кроме кратковременной эйфории. Напротив, чувства, глубокие переживания обогащают человека не только информационно, но и подводят его к новой ступени развития, к самосовершенствованию. Наиболее яркий пример противопоставления страсти и чувства в литературе дан в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Страсть Анны и Вронского, неподвластная им, в итоге привела к опустошению, потерям, профанации счастья, завела в тупик. В противовес им Китти и Левин сохранили свои чувства, несмотря на препятствия; благодаря любви, они обогатились новыми добродетелями, создали основу для дальнейшего роста своих личностей. И все это происходило при полном самоконтроле с их стороны.

Напомню, что святые отцы Церкви настоятельно рекомендовали избавляться от страстей, но не от чувств.

А.С.: Надо ли бороться со своей эмоциональностью?

Е.К.: Человек, живущий среди людей, не может не реагировать на хамство, на чужие страдания; нельзя оставаться равнодушным и к чужой радости. Любой человек, а тем более православный, должен уметь сорадоваться и сострадать ближнему. Но свои эмоции надо уметь контролировать, в противном случае они будут управлять человеком. Как сказал мудрый Соломон, «…владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32). Бороться же надо со страстями, имеющими внешнее эмоциональное проявление: гневом (проявляется раздражительностью, нетерпимостью к чужим недостаткам), унынием (проявляется отчаянием, депрессией), блудом (проявляется сексуальной распущенностью) и т.д.

А.С.: Оптинский старец Никон говорил: «Когда на душе спокойно, тогда чего же еще искать?». Но как сохранять спокойствие? Екатерина Николаевна, дайте, пожалуйста, практические рекомендации.

Е.К.: Чтобы сохранять спокойствие, надо приучить себя соотносить серьезность события и глубину эмоциональной реакции. Например, разбитая чашка или случайная двойка в дневнике ребенка не стоят того, чтобы тратить на них свои нервы, а вот лень или ложь, грозящие сформировать греховный навык, заслуживают яркого проявления эмоций, но в воспитательных целях. Если в этой ситуации оставаться спокойным, то у ребенка может возникнуть ложное представление о вседозволенности. Кроме того,эмоции не должны продолжаться дольше самой ситуации. Традиционный этикет требует не демонстрировать свои эмоции, особенно негативные, подавлять, загонять их вглубь себя. Более современный подход рекомендует, наоборот, давать волю чувствам, чтобы сберечь нервную систему. Оба эти мнения я считаю ошибочными. Надо рассматривать конкретную ситуацию в каждом отдельном случае.

В жизни любого человека могут возникнуть обстоятельства, когда спокойствие превращается в преступное равнодушие, а проявление эмоций становится оправданным. Вспомним, ведь Господь выгонял бичом торгующих из храма, но принял крестную смерть и за них тоже. А святитель Николай? Как он спешил известить о невиновности осужденного! Как он, горя ревностью о чистоте веры, ударил Ария и, осужденный людьми, был оправдан Господом! Поэтому, отвечая на вопрос, надо или не надо эмоционально реагировать на то или иное событие, определите для себя: будет ли какая-либо польза от ваших эмоций, или это будет пустое сотрясание воздуха, тягостное и для вас, и для окружающих.

А.С.: Игорь Константинович, есть ли у вас какие-то рецепты, как выработать в себе спокойствие?

К спокойствию приводит борьба с раздражительностью. Совет один - только терпеть! Терпение бывает двух видов. Первый - когда терпим чисто психологически. Приведу пример, чтобы было понятно. Боксер на ринге; идет бой. Спортсмен один удар пропустил - упал, другой - снова лежит, как будто в нокауте. Кажется, он уже не поднимется. Но нет, опять встает… То есть поверженный боксер за счет сверхнапряжения всех своих сил и максимального усилия воли поднимается и, превозмогая себя, пытается продолжать поединок Но это не означает, что бойца наполняет терпение; в нем теперь осталось место лишь для нетерпения… Он свое напряжение не переработал, не трансформировал. Раздражительность, злость и негодование проигрывающего присутствует в душе у боксера. Психологи рекомендуют, чтобы снять раздражение, переключаться на иную деятельность: например, когда тебе плохо, ты принимаешься писать картины или колоть дрова, как это делал герой А. Челентано в известном фильме. Терпение православного человека - это особое состояние. Ведь православная аскетика имеет своей целью преображение. Верующий терпит не ради себя или культуры, не ради даже чувства такта, а ради Бога. Если же ты терпишь ради Христа, чтобы выполнить Его заповеди, то Господь подает тебе помощь, и ты как бы переплавляешь свое внутреннее «я». Особенно, если при этом используешь благодатные средства - покаяние, причастие. Однажды один духовный человек мне посоветовал: не можешь терпеть - кайся, что не можешь терпеть. Покаешься - и Господь даст силы. Причастишься - укрепит. Вот я по натуре человек «взрывной», очень эмоциональный. Но у меня этот способ борьбы с раздражительностью, слава Богу, «работает».

А.С.: Внешне вы очень спокойный.

И.Л.: На самом деле я весьма вспыльчивый. И мне эта школа терпения нелегко дается. Каждый день хочется вскипятиться. Но, опять-таки, когда моих душевных сил уже не хватает и думаешь: «Все, невозможно больше сдерживаться…», то Господь дает терпение, укрепляет. Это знаю по опыту. Жизнь-то христианская - благодатная. Вот это самое главное. Не мы все делаем, а Господь все делает с помощью нас, подавая благодатные силы. И поэтому получается преображение. Сегодня ты не стерпел, а завтра уже стерпишь - потихоньку, помаленьку. Других средств победить свой внутренний разлад нет. А то, первое, психологическое, терпение всегда заканчивается взрывом: рано или поздно чаша переполняется. Каким будет взрыв, зависит от человека: полезет ли он при этом в драку, как-то еще выплескивать из себя негатив станет, скандал ли устроит. Русские мужики, как правило, топят негатив в вине. Это обыденное, бытовое терпение - безблагодатное, оно не преображает человека. Можно всю жизнь так терпеть и внутренне не измениться. А христианское терпение преображает, и из вспыльчивого человека ты превращаешься в более спокойного, терпеливого. Весь вопрос в том, насколько у верующего есть рвение к этому, насколько он осознал необходимость борьбы со страстями. Неслучайно покаяние, по-гречески метанойя , переводится как «изменение» - изменение сознания, ума. А так как в аскетических трудах написано, откуда появляется раздражение, то, зная причины, надо их устранять с Божией помощью.

Правда, сейчас очень много внешних факторов для раздражительности. Психология учит, что источник раздражения надо убирать. А это неверно, с точки зрения православной аскетики. Если меня раздражает мой любимый человек, я что, должен с ним развестись? Или отправить его в длительную командировку? Нет, наоборот. Надо быть еще более плотным в общении с ним, преодолевая свое раздражение.

А.С.: Игорь Константинович, как вы воспитываете в себе смелость, спокойствие, уверенность, самообладание?

И.Л.: Стараюсь выполнять заповеди. Много читал книг по аскетике, поэтому знаю, как необходимо поступать в соответствии с церковной традицией.

А.С.: То есть уповаете на волю Божию…

И.Л.: Я стараюсь делать все то, что должен исполнять православный христианин, для того, чтобы получить спасение. Больше этого я ничего не делаю. Господь милостив ко мне. Я давно убедился, что община «Спас», в которой нахожусь, - это самое лучшее место для меня. Она дает мне каждодневные возможности видеть свои недостатки и предлагает средства для борьбы с ними. Находясь в общине, ты постоянно взаимодействуешь с людьми. Каждый день возникают такие ситуации, где нужно проявить терпение и спокойствие. Всякий раз понимаешь, что ты их не проявляешь в должной мере. Также ежедневно надо проявлять милосердие, рассудительность и прочее.

А.С.: Значит, все-таки воспитываете в себе эти качества?

И.Л.: Да. Но это происходит естественным образом. Самое основное в общинной педагогике - это естественность. Человек специально не ставит перед собой никаких учебно-воспитательных задач. Сама жизнь заставляет работать над своей душой. Ведь Господь всеми управляет, именно Он воспитывает. Бог дает тебе возможность каждый раз обратить внимание: сегодня - на одно, завтра - на другое. То есть воспитательный процесс происходит как бы сам собой, естественно. Это очень важно. Понимаете, часто верующий начинает подвизаться не в меру и не по разуму. В своем духовном развитии он нередко упирается во что-то и… начинает буксовать. А все же на самом деле просто: живи внимательно, и увидишь, как сама жизнь заставит тебя воспитывать себя. К тому же, воспитание - процесс всегда обоюдный: ты воспитываешь, но при этом и тебя воспитывают.

А.С.: В Православии особо не принято говорить о том, что человек должен быть уверенным. А как вы считаете, это качество нужно верующему?

И.Л.: Обязательно. Святой Феофан Затворник пишет об этом. У апостола Иакова также написано: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8), на такого человека надеяться невозможно - он сам на себя опереться не может. А философ Иван Ильин вообще выработал чеканную формулировку: христианин должен быть именно уверен в себе, каждый его шаг должен носить религиозное обоснование. Если же твой шаг, как Ильин говорит, религиозно оправдан, то появляется уверенность. Это тот самый стержень, который дает тебе возможность смело обращаться к Богу с дерзновением и говорить: «Вот я перед Тобой, Господи». Любое наше действие, даже малозначащее, нужно переводить в религиозную плоскость - мы к этому призваны. Тогда будем тверды, и у нас появится четкий и ясный внутренний критерий выбора: «да» или «нет», - основанный на понимании: нравственно или безнравственно что-либо. У нравственности есть только две категории, третьей не дано.

Конечно, надо быть уверенным, но это не самоуверенность. Это уверенность в правоте своих деяний. Некоторые люди свою уверенность черпают не из религиозного, а из самостного источника, то есть они действуют по принципу: «Я сказал!..». И тогда это очень плохо и губительно для души, потому что человек становится самодуром.

А.С.: В Священном Писании сказано: «Благоразумный хладнокровен» (Притч. 17: 27). Излишняя, неконтролируемая эмоциональность ведь отрицательно сказывается и на семейных отношениях?

И.Л.: Конечно. Человек, как правило, просто не может обуздывать себя, сдерживать, управлять собой. Вот в чем дело. Ведь вообще к каждому человеку нужно относиться бережно и в то же время быть с ним предельно осторожным, как с огнем, - один старец давал именно такой совет. Бережно, чтобы не погасло пламя, а осторожно - чтобы не обожгло. А в семейной жизни придерживаться сего принципа, думаю, наиболее важно. Между эмоциональной, будем так называть, сферой и телесной - очень тесная связь. Как ты можешь иметь телесные отношения с женщиной, если вы с ней в ссоре? Здесь сразу же возникает первая проблема. А если нарушаются супружеские взаимоотношения, играющие немаловажную роль в браке, то этот негатив сразу же распространяется на бытовую сторону семейной жизни. В этом случае происходит разделение на два постоянно противоборствующих лагеря: женщина - потребленческая сторона, потому что она как хранительница очага подсознательно отождествляет себя с семьей: все, что надо ей, - нужно семье, и мужчина - снабжающая сторона (то есть муж как охотник). И соответственно, отношения складываются примитивные: охотник пришел, а сколько добычи принес? Если принес мало добычи, значит, охотник - плохой, а если плохой охотник, значит - негодный мужчина. Отношения складываются весьма тривиальные. Их может преобразить лишь устремленность супругов ко Христу и взаимопонимание друг друга.

А.С.: Я имел в виду несколько иную эмоциональность, когда человека так допекают, что его уже как бы «несет».

И.Л.: Ну, склонность к истерии и подобному присуща, в основном, женщинам, среди них это достаточно распространенное явление. На то она и представительница слабого пола, чтобы ее «несло». Нельзя ей ставить это в вину. Просто у нее природа такая. А мужчина должен как бы «структурировать ее», ему необходимо постепенно гасить в ней эту нездоровую эмоциональность, всячески успокаивать жену. Каким образом? Это уже искусство семейной жизни.

А.С.: Но для этого сначала мужчине надо научиться быть спокойным.

И.Л.: Конечно. Эмоции необходимо контролировать. Что такое эмоции? Это ответная реакция на что-либо, отрицательная или положительная. И даже если положительные эмоции «зашкаливают», это тоже плохо. Здесь тоже нужно идти «срединным путем».

А.С.: Екатерина Николаевна, что такое душевный мир с позиции православного врача?

Е.К.: В этом вопросе мнение православного врача ничем не отличается от мнения любого православного человека. Это единство эмоций, воли и разума вкупе с чистой совестью. Кому-то это может показаться недостижимым, но на самом деле надо лишь следовать одной мудрой молитве: «Господи! Дай мне сил, чтобы сделать то, что я могу сделать; дай мне смирения перед тем, что я не могу сделать; и дай мне мудрости, чтобы отличить первое от второго!».