Психология

Курсовая работа: Вестфальский мир. Вестфальский мир и его значение Заключение вестфальского

Тридцатилетняя война явилась первой войной общеевропейс­кого масштаба. В ней участвовало множество государств, прямо или косвенно. В войне столкнулись две линии политического развития Европы: Средневековая католическая традиция и единая общеевропейская христианская монархия. Австрия и Испания с одной стороны и Англия, Франция, Голландия, Швеция, с другой.

· Внутренняя борьба в Германии. 1608-1609 гг. – 2 военнно-политических союза немецких князей на конфессиональной основе(Евангелическая Уния и Католическая лига) этот конфликт превратился в международный.

· Противостояние Франции и коалиции испанских и австрийских Габсбургов, которые претендовали на особую роль в европейской политике. (плюс старые спорные территории – Эльзас и Лотарингии)

4 периода:

· чешский, датский, шведский, франко-шведский

Средневековая политическая традиция, вопло­щенная в стремлении к созданию единой общеевропейской хрис­тианской монархии, где понятия «государство» и «интересы на­ции» никак не совмещались, была связана с политикой австрийс­ких и испанских Габсбургов. Они же возглавляли католическую реакцию в масштабах Европы. Другой принцип политического раз­вития был присущ Англии, Франции, Голландии и Швеции. Он предполагал создание сильных государств на национальной основе. В названных централизованных государствах, кроме Франции, пре­обладало протестантское вероисповедание. По-разному протекало эко­номическое развитие противоположных блоков. В антигабсбургский блок входили страны, где ширился капиталистический уклад.

Главным конфликтом в политической жизни Западной Евро­пы по-прежнему было противостояние Франции и коалиции ис­панских и австрийских Габсбургов. И Габсбурги и Франция, пре­вратившаяся в могущественное абсолютистское государство в годы правления кардинала Ришелье, претендовали на особую роль в европейской политике. В интересах Франции было сохранить им­перию раздробленной и не допустить единства действий двух габс­бургских монархий. Конкретные интересы разных европейских стран и их общее стремление пресечь гегемонистские цели Габсбургов определили участие каждой из них в войне в разные ее периоды.

Причины окончания Взаимное истощение противоборствующих сторон, абсолют­ное разорение населения Германии, где развертывались основные военные действия, и, как следствие, невозможность жизнеобес­печения армий, наконец, нарастание социальной напряженности в самих воюющих странах привели к необходимости завершения войны.

Мир, вошедший в историю как Вестфальский, был заключен 24 октября 1648 г. одновременно в г. Мюнстере и г. Оснабрюке (Вестфалия – земля в тогдашней Германии). Он не только зафиксировал конкретные территориальные и политико-правовые договоренности, но и подвел итог столетнего конфесси­онального противостояния в Европе и привел к новой расстанов­ке сил на континенте. Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.

Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели: Франция - разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция - добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания - добиться меньших территориальных уступок.

Заключенные договоры включали вопросы территориальных изменений в Европе, политического устройства Германской им­перии, вероисповедания на ее территории, закрепления независимости Голландии и Швейцарии.

Вестфальский мир юридически закрепил политическую раздроб­ленность Германии на два века, фактически обеспечив суверенитет немецких князей. В состав империи вступила Швеция как суверен полученных имперских вла­дений с правом посылать своих депутатов в рейхстаг. Опека над ря­дом имперских городов позволяла Франции вмешиваться в дела империи.

В области религиозной Вестфальский мир уравнял в правах кальвинистов с католиками и лютеранами на территории Герма­нии, придав кальвинизму статус официально признанной конфес­сии. Была узаконена секуляризация церковных земель, проведенная до 1624 г., однако новые захваты земель церкви были запрещены.

Международное признание государственного суверенитета по­лучили Швейцарский Союз, официально выведенный из состава империи, и Республика Соединенных провинций (появились как результат борьбы в Нидерландах против Испании).

Война обернулась настоящей трагедией для Германии, особенно для народов, населявших те территории, которые были непосред­ственным театром военных действий. Она оставила после себя го­лод, разорение, опустошение целых районов. Сокращение числен­ности населения в несколько раз (например, в Чехии более чем в 3 раза, в отдельных местах Германии - в 5-10 раз), уничтожение материальных и культурных ценностей, спад и остановка произ­водства привели к длительному социально-экономическому кри­зису в Германии.

В общем, в результате войны в выигрыше оказались страны антигабсбургской коалиции . Для французской монархии успешное завершение Тридцатилетней войны и войны с Испанией (окончилась подписанием Пиренейс­кого мирного договора 7 ноября 1659 г., по которому Франция закрепила большую часть своих завоеваний в южных Нидерландах и на Пиренейской границе и обя­залась не оказывать помощи Португалии, воевавшей с Испанией) явилось стартом борьбы за европейскую гегемонию. Швеция превратилась в европейскую державу, и ее приоритет в Северной Европе стал очевиден. Окончательно утвердив независимость от Испании, Гол­ландия создала условия для экономического роста, борьбы за коло­нии и изменения своего политического веса в европейских делах. Но собственно Австрийская монархия не проиграла в войне и немецкие князья, как католические, так и протестантские, утвер­дились в полном суверенитете.

Тридцатилетняя война завершила вековой период острого конфессионального противостояния в Европе. Религиозный фактор перестал играть существенную роль в международных отношениях. Результаты Тридцатилетней войны доказали перспективность политического процветания централизованных национальных госу­дарств (Франции, Англии, Голландии, Швеции), но важнейшая проблема создания национальных государств на месте Священной Римской империи германской нации осталась нерешенной.

Вестфальский мир полностью изменил внешнеполитическую ситуацию в Европе, создав иной баланс сил, иные политические приоритеты и ценностные ориентиры, внес международно-пра­вовую основу в систему европейских международных отношений, определив их характер на ближайшие полтора столетия.

Религиозные споры ушли в прошлое и обнажились истинные государственные интересы, цели и взаимные противоречия стран, составляющих ранее один лагерь. На первый план вышло торгово-экономическое противоборство прежде всего молодых капиталистических стран Англии и Голландии с Францией и Испанией, а также каждой из названных стран друг с другом.

Значение Вестфальского мира в первую очередь заключалось в том, что он разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:

Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип «чья власть - того и вера», вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;

Изменение внешнеполитической ситуации в Европе, иной баланс сил

Внес международно-правовую основу в систему европейских МО

Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи: с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;

согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

Принципы :

· приоритет национального интереса

· приоритет баланса сил

· приоритет государств-наций

ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР – мирный договор, завершивший Тридцатилетнюю войну , заключенный после сложных и длительных переговоров между враждующими сторонами коалиции австрийских и испанских Габсбургов и противоборствующим антигабсбургским блоком европейских держав. Переговоры проходили в германских городах Вестфалии (отсюда название). Состоял из двух объединенных мирных договоров, подписанных в Оснабрюке и Мюнстере. Окончательный вариант Вестфальского мирного договора подписан 24 октября 1648 в Мюнстере.

В 1618 разразилась одна из самых крупнейших войн в истории Европы – Тридцатилетняя война. В противовес европейской гегемонии германских и испанских Габсбургов в борьбе за «христианский мир», поддерживаемых папством, католическими князьями Германии и Речью Посполитой , образовалась антигабсбургская коалиция коалиция ряда европейских государств – Франции , Нидерландской республики , Швеции , Дании , России , протестантских германских княжеств, Чехии , Трансильвании, северных итальянских княжеств и отчасти Англии.

Несмотря на соперничество австрийской и испанской ветвей Габсбургов за влияние в Европе, испанское правительство полагало, что победа австрийских Габсбургов и католическая реакция в Германии в области Рейна позволит Испании вновь присоединить буржуазную республику северных Нидерландов и закрепиться на севере Италии. Габсбурги разрабатывали различные династические варианты для слияния испанской и австрийской императорских ветвей.

Франция не могла примириться с усилением Габсбургской коалиции и их возможных совместных действий на Среднем и Нижнем Рейне. Кроме того, Франция была недовольна экспансией Испании в Южной Италии (см . СИЦИЛИЙ ОБЕИХ КОРОЛЕВСТВО), а так же в северо-итальянских областях, являющихся связующим звеном между владениями испанских и австрийских Габсбургов.

Французский король Генрих IV Бурбон начал готовится к войне и перед смертью успел сколотить коалицию против Габсбургов, в которую, помимо Французского королевства, вошли ряд немецких протестантских княжеств. В борьбе с Габсбургами Франция так же опиралась на поддержку турецкого султана.

Главным очагом назревавшего общеевропейского конфликта, вылившегося в кровопролитную Тридцатилетнюю войну 1618–1648 годов, являлись германские княжества, в которых после Реформации и Крестьянской войны наступила католическая реакция. В 1608 усилилась борьба между германскими княжествами в составе Священной Римской империи. Созданная в протестантских герцогствах и княжествах Протестантская уния во главе с германским герцогом Фридрихом V Пфальцским, возлагала все свои надежды на Францию.

В противовес Протестантской унии, в 1609 образовалась Католическая лига, главой которой стал иезуитский воспитанник, герцог Максимилиан Баварский, стремившийся использовать силы католического союза для возвышения своего правящего дома за счет Габсбургов. Командующим войском Католической лиги Максимилиан Баварский назначил императорского фельдмаршала барона фон Тили.

На стороне Габсбургской коалиции выступал восточный форпост католической реакции Речь Посполитая (объединенное государство Польши и Княжества Литовского). Православное Московское государство, вынужденное учитывать общеевропейский расклад сил перед началом Тридцатилетней войны, заключило невыгодный Столбовский мир со Швецией, примкнув к антигабсбургской коалиции для отражения непрекращающейся экспансии со стороны Польши. Европейские державы обеих противоборствующих коалиций не могли не считаться с интересами России на восточных рубежах Католической лиги.

Тридцатилетняя война началась в 1618 открытой агрессией Габсбургов против Чехии. Война включает в себя несколько периодов: Чешский период (1618–1623); Датский период (1625–1629); Шведский период (1630–1635); Франко-Шведский период (1635–1648) и Русско-Польскую войну (1632–1634).

В результате кровопролитной Тридцатилетней войны, Габсбургская коалиция потерпела полное фиаско. После ряда серьезных поражений, нанесенных императорским войскам, и возникшей угрозы захвата австрийской столицы Вены, император Священной Римской империи Фердинанд III был вынужден пойти на тяжелейшие для Германии условия мирного соглашения.

Первый мирный договор между Швецией, императором Священной Римской империи и протестантскими немецкими князьями был подписан в Оснабрюке. Второй договор был подписан с Францией 24 октября 1648 в Мюнстере.

В результате Вестфальского мирного договора 1648, положившего конец первой общеевропейской войне, в значительной мере была перекроена карта западноевропейских государств.

Послами императора Священной Римской империи на переговорах, предшествующих подписанию Вестсфальскому миру, были граф Траутмансдорф, граф Нассау, д-р Фольмар. Испанскую сторону представляли граф Перпиньян. Шведские представители – Ю.Оксеншерна и А.Сальвиус. От Франции – герцог Лонгвиль, граф д"Аво, граф А.Сервьени (в непосредственной координации с кардиналом Мазарини в Париже).

По условиям договора, Швеция получила всю Западную Померанию (немецкое балтийское Поморье) с островом Рюгеном, город Штеттин и ряд других территорий в Восточной Померании. Кроме того, к Швеции отошли Померанский залив со всеми прибрежными городами, остров Волин, архиепископство Бремен, епископство Верден на Везере и город Висмар. Практически Швеция стала господствующим государством на Балтийском море. Швеции так же выплачивалась огромная контрибуция в размере 5 млн. талеров.

Франция получила Верхний и Нижний Эльзас, Хагенау и Зундгау, епископства Мец, Туль и Вернен (на Маасе). Страсбург формально оставался в составе Священной Римской империи. Нидерланды и Швейцария получили официальное международное признание как независимые государства. Германские княжества Бранденбург, Мекленбург, Брауншвейг-Люнебург увеличили свои владения за счет ряда епископств и аббатств. Самым тяжелым пунктом Вестфальского мира было закрепление политической раздробленности Священной Римской империи. Германские князья получали полную независимость от императора.

В качестве гарантов Вестфальского мира выступали монархи победивших держав Швеции, Франции и России (московский князь).

Габсбургская коалиция в попытке создания мировой «христианской» империи потерпела полный крах. Французское королевство на долгие годы стало доминирующим государством в Западной Европе. Общеевропейские границы установленные Вестфальским договором целое столетие оставались незыблемыми.

Тяжелый Вестфальский мир 1648 стал новым звеном в цепи бедствий германского народа и глубоко потряс Германию, наложив трагический отпечаток на всю последующую нравственную и культурную жизнь страны. Ряд историков полагает, что последствия Вестфальского мира предопределили последующую экономическую и политическую отсталость Германии. В конце 18 в. немецкая историография возлагала вину за раздробленность Германии на французских государственных деятелей – участников Тридцатилетней войны и последующего Вестфальского мирного договора – кардиналов Ришелье и Мазарини . Многие историки склонны считать, что тяжелые последствия Вестфальского договора побудили Германию к объединению страны во второй половине 19 в. и агрессии против Франции для возврата исконных западных германских земель, включенных в состав Французского королевства в 1648.

Во время Второй мировой войны в нацистской Германии был издан ряд исторических работ, в которых утверждалось, что национал-социалистическое движение – это протест не только против Версальского договора 1919, но и против Оснабрюка и Мюнстера. Основоположник прусско-германской государственности король Фридрих II, объединитель единой Германской империи канцлер Отто фон Бисмарк , император кайзер Вильгельм II Гогенцоллерн и фюрер Третьего рейха Адольф Гитлер объявлялись вождями четырех этапов борьбы с наследием Вестфальского мира по объединению Германской империи.

Окончилась Вестфальским миром в 1648 г. Религиозный вопрос был на нем решен в пользу равноправности с католиками и лютеранами также и кальвинистов , и правило «cujus regio, ejus religio» («чья земля, того и вера») было отменено. Для секуляризованных духовных княжеств был принят 1624 г. (средний между 1618 и 1630 гг.), как срок, до которого все совершившиеся секуляризации были признаны. В политическом отношении были произведены кое-какие территориальные изменения внутри Германии, но самое главное – князья и вольные города были признаны совершенно самостоятельными, т. е. могли заключать союзы даже с иностранными государствами (но только не против императора и империи). Императорская власть сделалась пустым титулом, имперский сейм превратился (в 1667 г.) в постоянное собрание «послов» и разделился на три коллегии (курфюршескую, княжескую и городскую), а по вероисповедным вопросам на два «корпуса» – католический и евангелический. Наиболее крупные князья были сделаны неподсудными имперскому суду (рейхскаммергерихту). Всех княжеств, на которые распалась Германия, было более трехсот, кроме полусотни имперских городов. Привыкши во время войны без согласия земских чинов налагать подати и собирать войска, князья поступали так и впоследствии. Поэтому ландтаги, ограничивавшие их власть, пришли в упадок. Во второй половине XVII в. у князей явилось желание во всем подражать французскому королю Людовику XІV , и они страшно разоряли своих подданных налогами, которые тратили на постройку дворцов, на покупку дорогих вещей и на роскошный образ жизни. Тридцатилетняя война, таким образом, лишь завершила процесс усиления княжеской власти, начавшийся еще до реформации, а порядок вещей, созданный в Германии войною и Вестфальским миром, сохранялся без всякого изменения до времен Французской революции. Только в Пруссии и Австрии, да и то главным образом лишь с середины XVIII в., сделались заметными новые веяния жизни.

124. Значение Вестфальского мира для Европы

Вестфальский мир имеет в высшей степени важное значение в истории международных отношений. В переговорах, ведшихся в Мюнстере и Оснабрюке, участвовали, представители разных наций, и трактатами, здесь заключенными, были определены положение и взаимные отношения всех западноевропейских государств. Вестфальский мир сделался даже главным основанием для всех международных трактатов второй половины XVII и почти всего XVIII в., вплоть до французской революции . Священной Римской империи, а тем самым и австрийским Габсбургам, стоявшим в её главе, наносился удар, как политической силе, совершенным раздроблением Германии на отдельные княжества и признанием независимости от неё за Швейцарией и Голландией . На счет Германии притом поживились главные враги Габсбургов – Франция и Швеция. Первая из них, закрепив за собою «три епископства», приобрела еще Эльзас, отделенный от её территории Лотарингией, вторая – значительную часть Померании и другие важные пункты (Висмар, Бременское епископство и т. д.). Во второй половине XVII в. Франция и Швеция сделались уже самыми могущественными державами в Европе. В 1648 г. окончилась и борьба Испании с Нидерландами, за которыми испанские Габсбурги должны были особым договором признать полную независимость. Из территориальных изменений, произведенных Вестфальским миром в самой Германии, особенно важное значение для общеевропейских дел получило приращение территории Бранденбурга, превратившегося в начале XVIII в. в королевство Прусское . Установлением равноправности между католиками и протестантами Вестфальский мир вообще положил конец религиозным распрям, раздиравшим Западную Европу в течение целого столетия; притом сделано это было без согласия папы. Когда последний протестовал особою буллою против такого нарушения его прав и против введения религиозной нравственности, на протест его не было обращено никакого внимания даже католическими правительствами.


По дисциплине «Внешняя политика России: история и современность»

Тема “Вестфальский мир” 1648 г. и его последствия »

Москва – 2008

План:

Введение ………………………………………………………… …………... 3
1. Заключение Вестфальского мира и его постановления ……. 4
2. Историческая оценка Вестфальского мира ……………………. 7
3. Значение Вестфальского мира в формировании новых
международных принципов мировой политики …………..…. 9
4. Апология Вестфальской системы ……………………………..… 13
Заключение …………………………………………………… …………... 17
……………………………… 18

Введение
Делегация протестантов из Богемии 23 мая 1618 года отправляется в Прагу с целью потребовать объяснений по поводу строгих мер, принимаемых по отношению к ним. Атмосфера в зале для приема накаляется, и возбужденные в ходе спора делегаты выбрасывают через окна (во рвы вокруг замка) двух чешских католических советников, Мартиника и Славата, а также Фабрициуса, секретаря императора. Впоследствии в историю это событие войдет как Пражская дефенестрация 1618 года. Выброшенные из окна спаслись благодаря падению в кучу навоза. Тотчас мятежники формируют повстанческое правительство, состоящее из 36 членов, и создают небольшую армию. Началась Тридцатилетняя война.
Тридцатилетняя война (1618 - 1648 ) - один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии и Турции . Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии , но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе .
Из Тридцатилетней войны победителями вышли Франция и Швеция, игравшие после этого ведущую роль в европейской дипломатии второй половины ХVII - начала ХVIII вв. Германия, наоборот, была крайне ослаблена войной. Помимо значительных территориальных потерь, Германия была чрезвычайно разорена длительной войной, происходившей главным образом на ее территории.
Конец Тринадцатилетней войне положил Вестфальский мир, заключенный в 1648г. О нем я и расскажу в своем реферате подробнее. На мой взгляд, это довольно интересная тема. Несмотря на давность тех событий , положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории.

    Заключение Вестфальского мира и его постановления.
Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. - первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем «христианским миром» габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (Речь Посполита), и противодействовавшими этому блоку национальными государствами - Францией, Швецией, Голландией (республика Соединённых провинций), Данией, а также Россией, в известной мере Англией, образовавшими антигабсбургскую коалицию, опиравшуюся на протестантских князей в Германии, на антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании, Италии. Первоначально носила характер «религиозной войны» (между католиками и протестантами), в ходе событий, однако, всё более утрачивала этот характер, особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавила антигабсбургскую коалицию.
Тридцатилетняя война стала также первой войной в европейской истории, имевшей тотальный характер. Это означает, что война затронула все слои населения, полностью изменила образ жизни мирных граждан. Тридцатилетняя война впервые показала европейцам, что такое широкомасштабные боевые действия, при которых жертвы многочисленны, в том числе и среди мирного населения.

Ещё в 1638 Папа и датский король призвали к прекращению войны. Два года спустя идею поддержал собравшийся впервые после длительного перерыва германский рейхстаг. 25 декабря 1641 состоялось подписание предварительного мирного договора, по которому император, представлявший также Испанию, а с другой стороны Швеция и Франция заявили о своей готовности созвать в вестфальских городах Мюнстере и Оснабрюке конгресс для заключения всеобщего мира. В Мюнстере велись переговоры между Францией и императором. В Оснабрюке - между императором и Швецией.
Яростная борьба развернулась уже вокруг вопроса о том, кто имеет право участвовать в работе конгресса. Франции и Швеции удалось преодолеть сопротивление императора и добиться приглашения субъектов империи. В итоге конгресс получился самым представительным совещанием в истории Европы: на нём присутствовали делегации 140 субъектов империи и 38 других участников. Император Фердинанд III был готов пойти на большие территориальные уступки (большие, чем пришлось отдать в итоге), но Франция потребовала такую уступку, о которой он первоначально не помышлял. Император должен был отказаться от поддержки Испании и даже не вмешиваться в дела Бургундии, которая формально являлась частью империи. Национальные интересы взяли верх над династическими. Император подписал все условия фактически сепаратно, без испанского кузена.
Заключенный 24 октября 1648 года одновременно в Мюнстере и Оснабрюке мирный договор вошёл в историю под наименованием Вестфальского . Отдельный договор, подписанный несколько ранее, прекращал войну между Испанией и Соединёнными провинциями. Соединённые провинции , а также Швейцария , признавались независимыми государствами. Неурегулированной осталась только война между Испанией и Францией, которая продолжалась до 1659 г.
Постановления Вестфальского мира касались территориальных изменений, религиозных отношений, политического устройства империи. Согласно Вестфальскому миру Швеция получила от империи, помимо контрибуции в 5 млн. талеров, остров Рюген, всю Западную и часть Восточной Померании с г. Штеттином, г. Висмар и секуляризованные архиепископство Бремен и епископство Верден. Во владении Швеции оказались, таким образом, важнейшие гавани не только Балтийского, но и Северного моря, она как владелица германских княжеств стала членом империи с правом посылать своих депутатов на имперские сеймы. Франция получила бывшие владения Габсбургов в Эльзасе и подтверждение своего суверенитета над лотарингскими епископствами Мец, Туль и Верден. Франция и Швеция - державы-победительницы - были объявлены главными гарантами выполнения Вестфальского мира Союзники держав-победительниц - германские княжества Бранденбург, Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург - расширили свои территории за счёт секуляризованных епископств и монастырей, за герцогом Баварии был закреплен Верхний Пфальц и титул курфюрста. Была признана полная независимость от императора германских князей в проведении как внутренней, так и внешней политики (они не могли лишь заключать внешних союзов, направленных против империи и императора). В области религиозной Вестфальский мир уравнял в Германии кальвинистов (реформатов) в правах с католиками и лютеранами, узаконил секуляризацию церковных земель, произведённую до 1624, но лишил германских князей права определять религиозную принадлежность подданных. Вестфальский мир юридически закреплял политическую раздробленность Германии (которая была результатом всего предшествующего хода её социально-экономического развития). 1
Вестфальский мир, закрепивший победу в войне антигабсбургской коалиции, имел большое международное значение. Попытка создания мировой «христианской» империи под эгидой испанских и австрийских Габсбургов, их планы подавления реформационного движения в Европе и подчинения буржуазной Голландской республики потерпели крах.
Швейцария и Голландская республика добились международного признания своего суверенитета (Голландия - по особому голландско-испанскому договору). Франция на длительное время обеспечила себе доминирующее положение в Западной Европе. Однако В. м. не сломил полностью могущества Габсбургов; в обстановке развернувшихся в этот период острых социально-политических конфликтов (Английская буржуазная революция, французская Фронда ). Французское абсолютистское правительство поторопилось с заключением мира с Габсбургами, пойдя в ходе вестфальских переговоров на многочисленные уступки. 2

    Историческая оценка Вестфальского мира
Мирный договор, заключенный в Мюнстере и Оснабрюке, стал точкой отсчета для современного государства как обособленного территориального образования. Вестфальский договор закрепил суверенитет государства в сфере внутренней и внешней политики и тем самым - принцип невмешательства во внутренние дела государств. «Вестфальская система» - это система уважающих суверенитет друг друга и в принципе равных между собой государств, которые сами определяют свою внутреннюю политику и свободны в своих внешних действиях. 3
Анализ литературы показывает, что в традиционном понимании историческое значение Вестфальского мира выражалось в следующем: был преодолен этап конфессиональной нетерпимости, в конце конфессионализации рождалось новое мировоззрение, не только Империя, но и Европа оказалась на новом этапе истории, где политика и повседневность все больше расходились с нормами религиозной ортодоксии.
Но существуют и иные взгляды в оценке Вестфальского мира. Так, Ф.Пресс полагает, что Вестфальский мир знаменовал не столько катастрофические итоги войны, сколько фиксировал положение status quo ante. Его условия можно считать «Великой хартией вольности» для высшего имперского дворянства, получившего теперь подтверждение всех своих привилегий. В этом отношении был сделан шаг в сторону территориального абсолютизма. Но это не влекло распад Империи на отдельные суверенные составные, поскольку общеправовые нормы крепко связывали общество в единую структуру.
Дворянство, например, несмотря на все региональные отличия, в целом успешно справилось с кризисом войны: экономически, за счет форсированного создания вотчинных хозяйств в восточных землях и достижением аграрного компромисса с крестьянскими общинами на западе, политически - благодаря интеграции в аппарат управления территориальных княжеств и службе при дворе (фактор двора как социального института всегда был в центре внимания Ф.Пресса). 4
Вестфальский мир предстает в глазах Ф.Пресса в двояком значении. Он мог быть достигнут лишь участием иноземных держав, превративших Германию в поле интернационального конфликта (внешний аспект), но имел первостепенное значение только для Империи в аспекте конфессионального урегулирования и «конституционного» (восстановление камерального суда, рейхстага и имперских округов). Тем самым историк ставит логичную точку в своем анализе: начавшись в виду внутригерманских противоречий, война закончилась вместе с их разрешением. Большую часть этой главы Ф.Пресс посвящает проблеме восстановления имперских структур, в целом сохраняя верность своему старому тезису: мир не разрушал, но созидал.

3. Значение Вестфальского мира в формировании новых международных принципов мировой политики

В результате Реформации и особенно Тридцатилетней войны, которая политически закрепила итоги религиозных реформ, произошел фактический распад Священной Римской империи и начался процесс формирования национальных государств. Те, кто преуспел на этом пути (Франция, Англия, Испания, Швеция), и стали главными центрами силы в Европе. Возникавшие национальные государства утверждали новый принцип границ, которые начинали проводиться по естественно-географическому и языковому признакам. Во внешней политике на смену династическому принципу постепенно приходит национально-государственный.
Наиболее важная функция вестфальского государства (сначала в абсолютистской, а затем в национальной форме) - организация пространства. Общественный порядок связан иерархию юрисдикций от центрального правительства до низших уровней. Территориальная привязка общества к конкретному месту была важным фактором не только в экономической организации, но и в отношениях между государствами. Защита территории стала основной обязанностью государства, поскольку угроза территориальной целостности воспринималась как вызов общественному порядку и государственной власти с территориальным определением общества.
В рамках собственных границ государство после Вестфальского мира стало иметь монополию на принятие решений. На международном уровне это означало принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Мирный договор установил международно одобренный режим религиозной терпимости в Германии, а не разрешил правителям устанавливать нормы, связанные с религией на собственной территории. Принципы невмешательства во внутренние дела других государств были введены в конце восемнадцатого столетия Э.де Ваттелем и Кристианом Вольфом.
Территориальная функция государства неотрывно связана с экономической функцией. Именно суверенное государство стало вырабатывать систему юридических прав и политических гарантий отношений собственности. Как отмечал Ф. Бродель, «власть накапливается, как и деньги… В доиндустриальной Европе в силу определенного детерминизма мощь политическая и мощь экономическая совпадали». 5
Проявились и стабилизационные функции вестфальского государства. Оно должно было разрешать (или хотя бы сглаживать) конфликты между конфликтующими экономическими интересами и в то же время поддерживать легитимность процесса. В периоды же стремительных общественных и экономических изменений государство должно создавать систему правовых и административных рычагов для минимизации последствий политического или электорального конфликта.
Наряду с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверенитета в международных отношениях закрепляется система политического равновесия. Основной ее смысл - компромисс между принципом суверенитета и принципом общего интереса. В процессе своего функционирования данная система вынуждает каждого из акторов ограничивать свои экспансионистские устремления, чтобы не оказаться в ситуации, когда подобное ограничение будет навязано ему другими. Одним из главных средств поддержания равновесия является тот или иной вид коалиции: либо объединение «всех против одного», либо - когда этот «один» предусмотрительно окружил себя союзниками, - коалиция блокады, в которую вступают те, кто хочет сохранить сложившееся соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое потенциально в той или иной форме нарушает политическое равновесие. В случае неудачи устрашения, средством обуздания такого государства, используемым коалицией, становится локальная война за ограниченные цели. Таким образом, в этой системе одностороннее использование силы является фактором создания беспорядка, тогда как ее коллективное использование рассматривается как инструмент поддержания порядка. 6
В дальнейшем понятие политического равновесия приобрело более широкий смысл и стало означать: а) любое распределение силы; б) политику какого-либо государства или группы государств, направленную на то, чтобы чрезмерные амбиции другого государства были обузданы с помощью согласованной оппозиции тех, кто рискует стать жертвами этих амбиций; в) многополярную совокупность, в которую время от времени объединяются великие державы с целью умерить чрезмерные амбиции одной из них. 7
Основная идея принципа политического равновесия, провозглашенного в Вестфале, по мнению С.А.Жигарева, заключалась, с одной стороны, в намерении оградить независимость и свободу государств путем справедливого и пропорционального распределения между ними территорий и населения, с другой – противодействовать стремлению отдельных государств к мировому господству и их попыткам внести изменения в баланс сил. 8
Идея равновесия как принцип международных отношений и международного права просуществовала до 1815 г., когда поражение Наполеона и временная победа монархических реставраций были закреплены на Венском конгрессе в принципе «легитимизма», означавшем в данном случае попытку победителей восстановить феодальные порядки. 9 Из этого не следует, что механизм равновесия в дальнейшем уже не используется для поддержания порядка. Напротив, в приведенном выше широком понимании он становится едва ли не универсальным средством, которое в той или иной степени находит себе применение вплоть до наших дней. Уже во второй половине XIX в. рушится созданный в результате Венского конгресса Священный союз, а к концу столетия в Европе происходит формирование двух основных военно-политических группировок - Тройственного союза и Антанты, развязавших в начале XX в. первую мировую войну. Ее итогом стали новый раскол Европы и мира в целом, Октябрьская революция и образование СССР.
Согласно традиционным принципам вестфальской системы, гражданские права являлись сугубо внутренним делом государств. Однако, начиная с запрета пиратства в ХVIII веке и работорговли в ХIХ веке, этот принцип стал размываться. Венский конгресс 1815 года был, пожалуй, первым в новое время обращением международных элит к проблеме гражданских прав. На конгрессе обсуждались вопросы религиозной свободы, гражданских и политических прав и отмены рабства. За ним последовал ряд договоров по отмене рабства. К примерам относятся Берлинская конференция по Африке 1885 года, Брюссельская конференция 1890 года, Женевская конференция 1926 года. Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов ввели принцип права индивидов обращаться в апелляционный суд. Версальская мирная конференция 1919 года обсуждала среди прочего и вопрос о защите меньшинств. Попытки установить всеобщие стандарты гражданских прав начались после Второй мировой войны с принятием Конвенции о геноциде 1948 года и Всеобщей декларации гражданских прав 1949 года.
Таким образом, история международных отношений получила развитие с 1648 г, с конца Тридцатилетней войны.

4. Апология Вестфальской системы
Несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. В отличие от ситуации, сложившейся после заключения Вестфальского мира в 1648 году, сегодня объем суверенитета демократических правовых государств существенно ограничен внутренними и внешними факторами, а также правовыми нормами. Однако положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории. 10
Сейчас много говорят о необходимости пересмотра ряда международно-правовых норм и принципов. В первую очередь это касается пункта 7 статьи 2 главы I Устава Организации Объединенных Наций, в котором провозглашается принцип невмешательства «во внутреннюю компетенцию любого государства». Принципы соблюдения государственного суверенитета предлагается заменить принципами управления глобальной безопасностью, которое осуществляла бы «обновленная» ООН и ее Совет Безопасности. При этом как-то забывается, что сама ООН возникла и существует только благодаря воле суверенных государств, которые поставили цель не допускать впредь всемирных катастроф, подобных Второй мировой войне. Вместе с тем ООН является наследницей Вестфальской политической системы, в рамках которой сформировались и начали активно действовать первые межправительственные и международные неправительственные организации. Две мировые войны ХХ века не смогли поколебать эту систему, существенно окрепшую после создания ООН. 11
Теперь, в начале XXI века, и особенно после событий 11 сентября 2001-го, возникла самая серьезная и самая вероятная угроза существованию Вестфальской системы, а значит, и самих основ конституционного устройства суверенных государств.
Вестфальскую систему атакуют по двум направлениям. Во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации. Чем чреват первый подход, известно: достаточно вспомнить распад СССР и Югославии. Возможно, именно этот трагический опыт способствовал тому, что сейчас опаснейшая тенденция, ставящая под сомнение принцип суверенитета и способная, в частности, уничтожить единую российскую государственность, в значительной степени преодолена. Правда, говорить о том, что центробежные силы в России утратили свою динамику, преждевременно. Ведь до сих пор, даже после президентских выборов 2004 года, из уст отдельных региональных руководителей время от времени звучат слова о необходимости строить федерацию на «разделенном суверенитете». И это несмотря на принятые Конституционным судом (КС) решения: положения о суверенитете должны быть исключены из Конституций субъектов Российской Федерации. Согласно позиции КС, «Конституция не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, кроме многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.
Существует и второе направление наступления на Вестфальскую систему: национальные государства, мол, не способны обеспечить эффективное управление в условиях глобализации. Дескать, мешают «застарелые территориальные инстинкты национальных государств». 12 В связи с этим выдвигается идея управления по сетевому принципу и построения по тому же принципу организаций, призванных решать глобальные проблемы.
Идеологи «сетевых структур» признаю то, что «новое мышление» не застраховано от серьезных просчетов. Но это, по их мнению, «необходимая цена, которую приходится платить». По мнению того же Жана-Франсуа Ришара (он является первым вице-президентом Всемирного банка по делам Европы), «нынешняя международная структура и любая косметическая реформа этой структуры сами по себе не произведут блага». 13 Иными словами, с точки зрения такой идеологии, «под снос» предназначено все: Вестфальская система, государственные суверенитеты, территориальная целостность и, следовательно, сложившаяся система международного права. И все это окажется той необходимой ценой, которую надо платить.
Отказ от Вестфальской системы мироустройства, помимо всего прочего, приведет к тому, что политика, требующая механизма многосторонних согласований (мультилатерализм), будет вытеснена (и уже вытесняется после 11 сентября 2001 года) односторонней эгоистической политикой (унилатерализм). Нельзя не согласиться с Мануэлем Кастельсом, утверждающим, что, когда мультилатеральному миру навязывают унилатеральную логику, наступает хаос. 14 В этом смысле мы действительно попали в абсолютно хаотичный мир, где все становится непредсказуемым. В внеправовом мировом хаосе действует лишь одно право – право сильных и агрессивных: и сверхдержавы, и диктаторов, и лидеров мафиозных и террористических сообществ. Уже имеется агрессивное «научное» обоснование уничтожения Вестфальской системы. Так, Майкл Гленнон, один из американских идеологов, работающих в этом направлении, полагает, что «создатели истинно нового мирового порядка должны покинуть эти воздушные замки и отказаться от воображаемых истин, выходящих за пределы политики, таких, например, как теория справедливых войн или представление о равенстве суверенных государств. Эти и другие устаревшие догмы покоятся на архаических представлениях об универсальной истине, справедливости и морали... Крайне разрушительной производной естественного права является идея равной суверенности государств... Отношение к государствам, как к равным, мешает относиться к людям, как к равным». 15
Мир преображается, он не становится ни лучше, ни хуже – он становится другим. Перемены, происходящие в мире, диктуют необходимость изменения международно-правовых норм, которые в свою очередь регулировали бы новые явления и процессы. Важно, чтобы эти изменения не заслоняли самого главного, во имя чего они проводятся, – человека с его правами и свободами. 16
Заключение
Принципы, заложенные в Вестфальском договоре, легли в основу современных международных отношений. После подписания Вестфальского мира ведущую роль стали играть не монархии, связанные династическими и прочими связями, а суверенные государства. Решающую роль играет теперь государственный интерес, а исторические и конфессиональные принципы отошли в прошлое. Появился принцип веротерпимости: протестанты и католики были уравнены в правах. Все противоречия, из-за которых началась Тридцатилетняя война, нашли свое разрешении. Появился также принцип исконной Германской свободы, упал авторитет Габсбургов. Была подтверждена германская раздробленность. С одной стороны это предоставило свободу германским правителям, они перестали зависеть от крупных монархов, однако с другой стороны, Вестфальский мир не разрешил проблему объединения Германских земель, германский вопрос (как и итальянский) перекочевал в венскую систему отношений.
Также в результате Тридцатилетней войны сложилось определенное равновесие, баланс сил между государствами того времени, при котором ни одно из них не имело решающего превосходства над другими. Если одна держава нарушала мир и спокойствие, тут же складывалась коалиция, целью которой было восстановление мира и противостояние агрессору. В основе всех коалиций традиционно находилась Великобритания. Они никогда не обладали мощной сухопутной армии, однако всегда оказывали финансовую поддержку.
Вестфальский мир внес изменения в систему международных отношений. В ХVIII столетии Вестфальская система во многом зависела от воли и желаний пяти крупных государств: Англия, Германия, а также Россия, Австрия и Пруссия.

Список использованной литературы

    Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв. Т.3. Время мира- М., 1992.
    Гленнон М. Совет Безопасности: в чем причина провала? Россия в глобальной политике -2003. Т. 1.- № 3.
    Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910.
    Кайзер К. Смена эпох Международная политика.- 2003.-№ 3.
    Курс международного права. Т. 1. - М., 1989.
    Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в.- М., 1970
    Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. - М., 1976
    Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1.
    Ришар Ж.Ф. Двадцать лет спустя. Глобальные проблемы и способы их решения Россия в глобальной политике- 2003. Т. 1. № 2
    Цыганков П.А.Международные отношения: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.
    Шинделарж Б., Вестфальский мирный конгресс 1643-1648 гг. и чешский вопрос, в сборнике: Средние века, в. 28-29, М.. 1965-66; Dickmann F., Der Westf a lische Frieden, 2 ed., M u nster, 1965.
    Валерий Зорькин статья Апология Вестфальской системы Российская газета - Федеральный выпуск №3525 от 13 июля 2004 г.
    Кастельс М. интервью Сеть и хаос, Эксперт. 2003. № 18.

Ольга Нагорнюк

Вестфальский мир: выигрыш проигравших

Название «Вестфальский мир» получили два мирных договора, заключенные в 1648 году в городах Оснабрюк и Мюнстер, расположенных в герцогстве Вестфалия. Подписание этих соглашений ознаменовало окончание Тридцатилетней войны и очередной передел сфер влияния. Но эти документы имели и другие последствия. Об этом — в нашей статье.

Вестфальский мир — конец Тридцатилетней войны

Тридцатилетняя война стала первым в истории человечества общеевропейским вооруженным конфликтом. Причинами, приведшими к его началу, были политические и религиозные противоречия, обострившиеся в первой декаде XVII века. Этот период характеризуется упадком феодализма и зарождением капитализма. Происходила постепенная смена исторических формаций, затрагивавшая не только политику и экономику, но и религиозную сферу.

Католики, поддерживавшие феодальный строй, были вынуждены поступиться своей гегемонией набиравшим силу протестантам, поддерживаемым молодой буржуазией. Такое положение дел не устраивало католическую Испанию и Германию, возглавляемых Габсбургами, искавшими повод начать открытое наступление на адептов протестантизма. Таким предлогом стало Пражское восстание 1618 года, когда участники протестной акции выбросили из окон имперских чиновников.

В итоге разразилась Тридцатилетняя война, затронувшая почти все страны Европы. На стороне католиков выступили Испания с Португалией, католические княжества Германии, Речь Посполитая и Папский престол. Интересы протестантов защищали Швеция, Дания, Чехия, Трансильвания, протестантская часть Германии и присоединившаяся позже католическая Франция, понимавшая, что в мире начинается передел сфер влияния.

Длившаяся три десятилетия война принесла голод, эпидемии и разруху, которые больно ударили по экономике противоборствующих стран: они были истощены, что вынудило их начать переговоры о мире. Поскольку антигабсбургская (протестантская) коалиция находилась в более выигрышном положении, то и условия договора диктовала она. Чем же обернулся Вестфальский мир для обеих сторон?

Условия заключения Вестфальского мира

На переговоры в Оснабрюк и Мюнстер съехались 135 делегатов, представлявших интересы всех стран, участвовавших в войне. На повестке дня стояли вопросы прав католиков и лютеран, амнистии участников войны и территориальных притязаний. Франция хотела получить часть Германии, разорвав окружение австрийских и испанских Габсбургов, Швеция стремилась к суверенитету и обретению главенствующей роли на Балтике, Испания и Священная Римская империя пытались отстоять свою целостность, пойдя на минимальные территориальные уступки.

Вестфальский мир принес:

  • католикам и протестантам — равное право на вероисповедание. Это означало прекращение гонений христиан другой конфессии. Вестфальский мир уравнял представителей обоих религиозных течений в правах;
  • христианам — свободу вероисповедания независимо от места проживания. Начиная с 1648 года, католики и протестанты были освобождены от обязательного исповедования официальной религии княжества, на территории которого они проживали;
  • Швейцарская конфедерация и Республика Соединенных провинций (Голландия) получали независимость. Они становились суверенными государствами, не входившими ни в состав Священной Римской империи, ни в подчинение Испанской короне;
  • Франция приросла новыми территориями: епископствами Туль, Мец и Верден, ранее относившимися к владениям герцога Лотарингии, и свободными городами Эльзаса;
  • к Швеции отошла часть Померании, Бременское и Ферденское епископства и портовый город Висмар, который спустя полтора века скандинавы заложили за 1,258 рейхсталеров с правом выкупа герцогам Мекленбурга, да так и не удосужились вернуть собственность, полученную в результате длившейся 30 лет войны;
  • Бранденбург-Пруссия расширила свои границы за счет Восточной Померании, Магдебургского, Минденского, Камминского и Хальберштадтского епископств.

Подписание этого документа имело для европейских государств далеко идущие последствия, о которых мы расскажем далее.

Вестфальский мир: последствия

Вестфальский мир существенно подорвал авторитет Габсбургов и поставил крест на их планах усиления и расширения Священной Римской империи. Император, чей ранг ранее был выше статуса королей и князей, уравнялся с ними в правах, а государства перешли к новой модели управления — национальной. Заключение этого договора имело для мира далеко идущие последствия:

1. Церковь теряла свои позиции в управлении государством, династические браки между монаршими фамилиями, ранее приводившие к объединению государств, тоже канули в лету. Родилась новая модель мира — государственно-центристская, которая наделяла каждое суверенное государство правом самостоятельно определять свою внешнюю и внутреннюю политику.

Вестфальская модель мира просуществовала вплоть до ХХ века, когда после Второй мировой войны началась глобализация экономики , и появились международные организации, оказывающие влияние на независимые страны и подавляющие их суверенитет.

2. Многие историки рассматривают Вестфальский мир как первый шаг к началу Второй мировой войны. Германия, потерпевшая поражение в Тридцатилетней войне, оказалась раздроблена на мелкие княжества и переживала затяжной период экономического и политического упадка. Этот проигрыш глубоко потряс германцев, оказав на них влияние, подобное действию Опиумных войн на китайцев. Поэтому все последующие события в истории Германии: объединение страны в XIХ веке и агрессия против Франции с целью вернуть территории, отторгнутые после подписания Вестфальского мира, — были вызваны желанием немцев вернуть своей нации былое величие.

Национал-социалистическое движение, возглавляемое Адольфом Гитлером, по мнению историков, было направлено не только против Версальского договора, из-за которого Германия лишилась части своих территорий, но имело целью изменить последствия Вестфальского мира, из-за которого пострадали национальные интересы страны.

История — это цепочка событий и порождаемых ими последствий. Какими они будут — разрушающими или созидающими — зависит от нас и от нашего умения делать выводы из уроков, которые преподносит история.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Чтобы оказывать качественные юридические услуги, нужно быть профессионалом. Давно известная истина. Такие услуги может предоставить юрист, имеющий соответствующее образование и опыт работы.

Современный мир невозможно представить без сельскохозяйственной техники. Увеличивающиеся с каждым годом спросы населения Земли возможны отчасти и благодаря появлению и развитию сельхоз. техники.

Показать еще