Социология

Методическая разработка для детского сада бином фантазий. Фантазийный бином как способ формирования речевого творчества. презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Слова с одной буквы

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц)

Шрифт:

100% +

Приложение

ДРАКА
(коллективный рассказ на занятии в 3 классе)

«Жил-был в аквариуме динозавр, который занимался выращиванием редиски. Однажды поехал он сажать семена и не заметил, как от автомобиля отвалилось блестящее колечко. Пришло время собирать урожай. Снова поехал динозавр на своё поле. Собирает редиску и вдруг видит: корона выросла. Обрадовался динозавр, а автомобиль говорит:

– Это моя корона, она из моего колечка выросла!

– Нет, моя, ведь она на моём поле росла! Так они и подрались.

А вы как думаете, чья корона?»

КОЛЮЧИЙ КРОКОДИЛ
(исходное предложение – в начале сказки)

«Однажды в Африке слон ананасом нарисовал крокодилу иголки. Крокодил был страшно доволен: его и так все боятся, а тут он ещё с колючками! А так как он был голодный, то решил пойти позавтракать и заодно проверить, как будет действовать новое приспособление…»

ЗА ИЗУМРУДАМИ
(исходное предложение – в середине сказки)

«В одном автобусном парке жили-были семь автобусов.

Жили они не очень дружно, постоянно спорили: кто из них быстрее ездит. Пассажирам от их споров было не очень-то хорошо: только автобус подъедет к остановке, тут же отъезжает. (Правда, если успел зайти, то домчишься очень быстро.)

Сами автобусы тоже страдали от этого: нередко попадали в аварии, быстро снашивали шины, от большой скорости начинали фары болеть…

Однажды в книжке, забытой на переднем сиденье, один автобус прочитал про изумруды – волшебные камни, обладающие целебной силой. Он решил раздобыть изумруды, чтобы стать самым быстрым и выиграть спор.

И ночью, когда все автобусы спали, он отправился в дорогу…

Изумруды были найдены во дворе ювелирного магазина… Правда, почему-то они были не изумрудного, а салатного цвета, но автобус решил, что ему это кажется из-за плохого освещения. И только он приготовился «подзаправиться» изумрудами, как сзади послышался шум моторов – это все остальные автобусы примчались за ним.

Распихивая друг друга, автобусы быстро подобрали камни и уехали обратно в парк.

Наутро оказалось, что семь автобусов наелись кислых изумрудов.

Что тогда началось! На каждой остановке автобусы простаивали по полчаса, а то и больше, чтобы прийти в себя; смену закончили гораздо раньше, ни про какие скорости в этот день они и думать не могли…

За ночь автобусы отдохнули, окрепли, но когда вышли на линию и привычно захотели мчаться наперегонки, задумались: «А может быть, хватит уже соревноваться, кто быстрее? Может быть, теперь пора выяснить, кто лучше работает, а?..»

РЕМОНТ
(исходное предложение – в конце сказки)

«Решила Баба-яга в лесу порядок навести. А то все говорят: «Дремучий лес! Дремучий лес!» Никто и заходить не хочет. А как же жить Бабе-яге, кого пугать, на кого страх нагонять? Вот если бы было в лесу, как в парке: дорожки асфальтовые, клумбы кругом, беседки, скамеечки… Народ бы сразу в лес потянулся…

Придумала так Баба-яга, потом села и, как хорошая хозяйка, подсчитывать начала: «Сколько цветов пересадить нужно? Сколько берёз на скамеечки пустить? Сколько асфальта нужно, чтоб на все лесные тропинки хватило? Какой толщины асфальт делать, чтоб Кощей своими костями его не проткнул?»

Подсчитала – пригорюнилась, это ж столько сил и средств потратить придётся! Решила пойти к Кощею за советом. Взглянул Кощей на её расчёты да как закричит: «Как ты посмела считать, сколько асфальта ноги Кощея истопчут?! Всё моё в лесу, где хочу – там и хожу! Не бывать лесу парком, пока я жив!..»

Так и остался лес дремучим, ведь Кощей-то – бессмертный…»

Занятие 18
Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка»

Основная мысль занятия: можно придумывать сюжеты сказок и новые слова с помощью приёмов «Бином фантазии», «Произвольная приставка».

1. Игра на внимание «Кто? – Что?» (3 мин)

Учитель называет слова, обозначающие живые и неживые объекты, а также может указывать на различные объекты в классе. Если называется или показывается «живое», дети хором говорят «Кто?», если «неживое» – «Что?».

2. Объяснение приёма «Бином фантазии» (15 мин)

– Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари, называется «Бином фантазии».

Но вначале нужно разобраться, что обозначает новое для вас слово «бином».

Догадайтесь, что обозначает приставка «би-», если известно, что «бинокль» – это прибор, в который надо смотреть двумя глазами (биплан – самолёт с двумя плоскостями, бицепс – двуглавая мышца…)?

– Совершенно верно, «би-» – обозначает «два», а корень «-ном» очень похож на тот, который слышится в словах «антонимы», «синонимы», «омонимы»… Что обозначают эти слова?

– Корень «-ном» переводится как «слово». Таким образом, получается, что бином – это «два слова». Но это должны быть такие слова, чтобы при их столкновении возникала «искра», из которой потом появится сказка. Сегодня мы с вами будем учиться придумывать сказки с помощью приёма «Бином фантазии».


Последовательность работы по приёму:

1) Два ученика записывают по одному слову с разных сторон доски так, чтобы не видеть то, что пишет другой. Один из них записывает название живого существа, другой – неживого предмета. Затем доски открываются, и написанная пара слов становится отправной точкой для создания новой необычной истории. Например: варежка – муха.

2) При помощи различных предлогов составляются и записываются всевозможные словосочетания.

Например: муха на варежке, варежка из мух, муха в варежке, варежка без мухи, муха из варежки…

3) Развитие темы – сочинение истории с соответствующим названием.

Примечание. Не все истории будут одинаково интересны. Увлекательность истории зависит не только от выбора слов, но – прежде всего – от умения детей увидеть нечто необычное в предложенном сочетании, использовать слова не только в прямом значении; не бояться «уходить в сторону», когда следуешь за возникшей ассоциацией.

Например, ситуацию «Муха на варежке» можно рассмотреть как совершенно обыкновенную: «На варежку села муха, потом улетела», а можно – и как сказочную (различные варианты – см. приложение).

На занятии достаточно рассмотреть 2–3 различных бинома.

3. Проверка домашнего задания (5–7 мин)

Сказки «О том, как убежала буква…» оцениваются с точки зрения интересности, разработанности сюжета, отстройки от варианта Джанни Родари.

4. Объяснение приёма «Произвольная приставка» (10–12 мин)

– Вы придумывали сказки о приключениях обычных букв. А как вы себе представляете необычные буквы, например аква-букву-водяную или астробукву (звёздную), вице-букву (помощницу букв), монобукву (единственную на весь алфавит), экс-букву (бывшую букву, например букву «ять»)?

– Получается, что достаточно к слову «буква» добавить необычное начало – и возникает новая интересная идея. Такой приём называется «Произвольная приставка».

На доске записано 6–7 различных приставок в столбик.


Например:

супер-, вице-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, астро-, видео-, архео-, мело-, моно-, аква-…

Затем обсуждаются значения приставок и приводятся соответствующие примеры (можно записать на доске).


Например:

Супер– сверх (супермен).

Вице– помощник (вице-президент).

Полу– половина (полушарие).

Аэро– воздушный (аэропорт).

Анти– против («антимоль»).

Зоо– животный (зоопарк).

Мото– приводящий в движение (мотоцикл).

Астро– звёздный (астрономия).

Видео– видеть (видеокамера).

Архео– древний (археолог).

Мело– музыкальный (меломан).

Моно– единственный (монолог).

Аква– водяной (аквариум).


Далее каждая пара или группа учеников получает название 1–2 объектов, которые необходимо «усовершенствовать», добавив произвольную приставку, и объяснить, где и для чего можно будет использовать новый объект.

Примеры объектов:

кисточка, кровать, топор, зонтик, ведро, лыжи, сковорода, будка…


Примеры «усовершенствований»:

– мелокровать (музыкальная кровать, играет спокойные мелодии, когда засыпаешь, и бодрые по утрам);

– видеокисточка (превращает рисунки в мультфильмы);

– вице-зонтик (помощник зонтика, раскрывается над ним, чтобы он не промокал…).

5. Домашнее задание (3 мин)

Придумать решение сказочной задачи (по сюжету сказки Дж. Родари «Планета Новогодних Ёлок»).

«Во время космического путешествия корабль, на котором летел мальчик Марко, был подвергнут нападению собак-пересобак. От обычных собак их отличали громадные размеры, собаки были похожи на каких-то чудовищ, и при этом оглушительно лаяли. С кораблём они сделать ничего не могли, но их лай, казалось, заполнил всё вокруг.

К счастью, корабль двигался быстрее, чем собаки, и вскоре они остались далеко позади.

… Но вот однажды, когда Марко уже находился на Планете Новогодних Ёлок, вдруг раздался из громкоговорителя взволнованный голос:

– Внимание! Внимание! Армада лающих собак-пересобак снова несётся к нашей планете. Немедленно заткните уши и оставайтесь в таком положении до конца тревоги!..

Вред жителям планеты собаки причинить не могут, но их оглушительный лай долго выдержать невозможно.

Что нужно сделать, чтобы собаки перестали лаять?»

6. Подведение итогов занятия (3 мин)

Можно обсудить «бином фантазии», связанный с неожиданным окончанием занятия (типа: «звонок + пантера», «перемена+ + таракан», «журнал + соловей»…)

Приложение
ВАРИАНТЫ СЮЖЕТОВ СКАЗКИ «МУХА НА ВАРЕЖКЕ»

– «Пятнышко на варежке напоминало муху, девочка стала с ним играть, и пятнышко ожило, превратилось в настоящую муху со своими желаниями, просьбами, капризами, которые девочке пришлось выполнять…»

– «Не желая засыпать на зиму, одна любопытная муха с осени забралась в варежку…» Её приключения зимой (ведь она никогда не видела снега, льда; не знает, что такое холод, метель…). Можно рассмотреть сюжет, как она познакомилась и подружилась со снежинкой – «зимней» мухой – и т. д.

– «Дед Мороз на Новый год дарил детям не только подарки, но и умения, в зависимости от того, какой узор был вышит на варежке: у кого ягодки, тот сразу стал прекрасным кондитером; у кого снеговик – перестал мёрзнуть зимой; у кого полоски, похожие на волны, – тот сразу же научился плавать… У одного мальчика на варежке узор был какой-то непонятный, напоминающий муху, – и Дед Мороз подарил ему умение летать…»

– «Варежка – кличка пушистого беленького котёнка ростом с варежку, а Мухой звали маленького чёрного цыплёнка, который постоянно откуда-то падал – учился летать… Рассказ об их дружбе и способе передвижения, когда они отправлялись в путешествия – Муха на Варежке, различные приключения и т. д.»

Занятие 19
Приём «Что потом?»

Основная мысль занятия: можно научиться придумывать продолжения сказок.

1. Загадки-шутки (3–5 мин)

Учитель предлагает 8–10 шуточных вопросов, неизвестных детям. Этот этап занятия можно провести в виде игры «да-нетка» с ограничением количества вопросов (не больше 3–5 по каждой загадке).

Затем анализируется выполнение задания: какие ответы сначала приходили в голову, а какие – потом, когда помогала отвечать психологическая инерция.


Примеры вопросов (в скобках – ответы):

– Под каким деревом заяц прячется во время дождя? (Под мокрым.)

– Как по-английски вытирать пыль? (Так же, как и по-русски: тряпкой.)

– Кто ходит сидя? (Шахматист.)

– Может ли курица назвать себя птицей? (Нет, она не умеет говорить.)

– Что находится посередине земли? (Буква М.)

– Что бывает в пустом кармане? (Дырка.)

– Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Нисколько, горошины не ходят.)

– Сколько яиц голодный человек может съесть натощак? (Одно, все остальные будут уже не «натощак».)

– Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник ставит на 9 часов утра. Сколько времени будет спать профессор? (Один час, будильник «не различает» 9 часов утра и вечера.)

– Горело 7 свечей. 2 погасли. Сколько осталось? (Остались две погасшие, остальные сгорели.)

– Шли три чудака, нашли три пятака. За ними пятеро идут, сколько они найдут? (Неизвестно, но скорее всего – нисколько.)

2. Практическая работа «Что потом?» (12–15 мин)

Обычно дети воспринимают сказку как законченное целое, в котором «ни убавить, ни прибавить».

Использование приёма фантазирования «Что потом?» позволяет придумывать продолжения известных сюжетов.

Учитель предлагает придумать продолжения некоторых сюжетов.


Например:

– Лиса съела Колобка, что потом? Как Колобок себя вёл внутри Лисы? Может быть, он продолжал петь и мешал ей охотиться? А, может, он смог выскочить и убежать от Лисы, когда она зевнула?..

– Золушка стала жить с принцем во дворце, а что потом? Продолжала ли она заниматься хозяйством по привычке? Как складывались её отношения с сёстрами и мачехой? Осталась ли она доброй, кому она помогала во дворце?..

– За вредность старухе Шапокляк подарили связку воздушных шаров, и она улетела. А что было потом? Где она приземлилась? Как объяснила своё появление? Как потом отомстила Чебурашке и его друзьям?..

– Мойдодыр вымыл неряху, а что потом? Стал ли мальчик аккуратным? Как родители и товарищи отнеслись к тому, что он изменился?..


Желательно, чтобы 3–4 сюжета обсуждались кратко (ответы на вопросы), а один сюжет (по выбору детей) можно рассказать подробно, как «настоящую» сказку.

Возможен вариант, когда дети придумывают продолжение по цепочке, а затем учитель повторяет готовый сюжет.

3. Проверка домашнего задания (5 мин)

Варианты решения проблемы «Как спастись от лая собак-пересобак» оцениваются не только с изобретательской точки зрения, но и с позиций гуманности (предложения, связанные с тем, чтобы этих собак убить, взять в плен, покалечить… – не засчитываются).

Можно обсудить, почему эти варианты неприемлемы, к каким последствиям могут привести негуманные решения.

4. Работа в группах «Сказки с тремя концами» (10–12 мин)

– Можно сказать, что у нас получилась одна сказка, у которой много концов – ваших способов выхода из ситуации. Когда читаешь сказку, иногда бывает, что конец не очень нравится, хочется, чтобы он был другим, но что поделаешь – книга уже написана…

А Джанни Родари придумал необычные сказки – сказки с тремя концами, из которых читатель сам может выбрать тот, который ему больше нравится.

Например, сказка про приключения Буратино, у которого нос увеличивался, когда он начинал лгать. Буратино врал и разбогател на торговле строительными материалами (он нос отпиливал и продавал). А вот три конца этой сказки: в одном варианте Буратино стал богатым, но остался добрым и помогал другим; по другой версии, Буратино однажды случайно сказал правду и всё его богатство исчезло, а нос больше не «работал»; в третьем варианте один человек смог перехитрить Буратино и обмануть его, забрав себе всё его богатство…


Задание группам: придумать несколько концов к известным сказкам (сказки предлагает учитель, или дети выбирают их сами по желанию).

Подведение итогов работы: оцениваются концы сказок с точки зрения разнообразия сюжетов.

5. Домашнее задание (2–3 мин)

Придумать несколько продолжений ситуации: «Ученик пишет с ошибками. К чему ХОРОШЕМУ это может привести?».

6. Упражнение «Фантастические продолжения» (3–5 мин)

Учитель называет какое-либо реальное событие. Например: прошёл дождь, нарисовали портрет, замычала корова, сломался велосипед, выросла ромашка… Нужно придумать сказочные, необычные последствия.


Например:

– Прошёл дождь, но на земле вместо травы выросли новые дождики (капли были семенами дождя). А что было потом?

– Нарисовали портрет, а он умел слышать и говорить. Где и для чего его можно использовать?..

– Корова замычала, и у каждого, кто её слышал, появился в руках стакан молока. Чем всё закончилось?

7. Подведение итогов занятия (3 мин)

Можно провести в виде обсуждения: «Что было на занятии? Что будет потом? А чего бы хотелось?»

Занятие 20
Приём «Творческая ошибка»

Основная мысль занятия: для придумывания сказки можно использовать ошибки в словах.

1. Игра на внимание «Запрещённое движение» (3 мин)

Учитель показывает различные движения, которые нужно вслед за ним повторять. При этом какое-либо движение (например, руки вверх) объявляется запрещённым, его повторять нельзя (можно показать другое или остаться в предыдущем положении).

Игра проводится в быстром темпе на выбывание.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

– Мы играли в игру, в которой правила нельзя было нарушать. В жизни тоже существует множество правил и запретов, которые лучше не нарушать: нельзя играть со спичками, перебегать дорогу перед приближающейся машиной, чистить уши острыми предметами (продолжите сами).

В школе вас тоже окружают правила, и их нарушение имеет неприятные последствия: можно получить «двойку», могут наказать, придётся переделывать работу и др.

Но, может быть, в ошибках есть что-нибудь и хорошее?


Дети высказывают свои предположения, в конце учитель обобщает:

– Действительно, на ошибках учатся. А Джанни Родари открыл, что на ошибках можно не просто учиться, а учиться фантазировать. Этим сегодня мы будем заниматься.

3. Работа в группах «Объясни ошибку» (12–15 мин)

– Если написать слово «автомобиль» правильно, без ошибок, то фантазия не работает – это обыкновенная машина, которую все знают. А если ученик ошибся и пропустил какую-нибудь букву или нечаянно вписал лишнюю… И тогда могут получиться вот такие слова: «атомобиль» – наверно, он использует атомную энергию вместо бензина; «автомобил» – в нём, пожалуй, очень жёсткие сиденья; «автомобуль» – эта машина умеет плавать; а «автормобиль» – это специальный автомобиль для писателей.

Про каждую из таких машин уже можно сочинить какую-нибудь интересную историю… Приведите свои примеры, когда ошибка помогает увидеть в предмете что-то необычное, смешное.

– Интересные сюжеты получаются, когда берётся не отдельное слово, а слово в предложении, особенно если оно всем хорошо известно.

Например, ошибка в пословице «Ум – хорошо, а два лучше» привела к такому высказыванию: «Ус – хорошо, а два лучше». Такое действительно может быть, попробуйте объяснить: кому и для чего мало одного уса, а нужно обязательно два?

– А можно объяснить не одним предложением, а придумать сюжет…


Группы получают 1–2 предложения с ошибкой (можно использовать пословицы, стихотворные строчки, ошибочные предложения из детских работ – см. приложение), нужно объяснить, как и почему такое произошло.

Оценка работ производится с точки зрения разработанности сюжета, убедительности и оригинальности причин.

4. Упражнение «Кит и Кот» (15 мин)

– Поэт Борис Заходер придумал длинную сказку под названием «Кит и Кот». А сюжет её строится именно на том, что была допущена ошибка, и вот что получилось:


Кот – огромный, просто страшный,
Кит был маленький, домашний,
Кит мяукал, Кот пыхтел,
Кит купаться не хотел…
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану,
Ловит Кит мышей на суше,
Кот на море бьёт баклуши…

Но потом возникла проблема, когда перед китобойным судном вдруг появился Кот-великан… Всё заканчивается хорошо: в тексте обнаружили опечатку, исправили ошибку, и всё стало на свои привычные места…


Учитель предлагает детям сочинить аналогичную сказку.

Последовательность сочинения:

1) Выбрать два любых слова, схожие по звучанию.

Например:

Ворона – корона.


2) Поменять местами выбранные объекты.

Например:

Ворона оказалась на голове у королевы, а корона – на огороде.


3) Дать объяснение, как такое может быть.

Например:

«Однажды подул такой сильный ветер, что с головы королевы сдуло корону и занесло её на огород за городом… В это время спящая ворона свалилась с ветки прямо на голову королеве, но она ничего не заметила…»

4) Развить сюжет (придумать продолжение сказки).

Например:

«Ворона проснулась и очень удивилась, увидев, что она попала на бал во дворец. В это время королева подошла к зеркалу и обнаружила, что у неё на голове сидит ворона. Но так как дело было на балу, то королева не стала прогонять ворону, а, наоборот, велела украсить её драгоценностями… Придворные решили, что это новая мода, и по всей стране началась охота за воронами, чтобы они служили украшением женских причёсок…

В это время бедный крестьянин нашёл на огороде корону и решил её продать на базаре. Но оказалось, что корону никто не хотел покупать, потому что все покупали только ворон…

И крестьянин придумал вот что: он начал делать короны, украшенные воронами, и продавал их, уверяя, что искусственные вороны гораздо удобнее, чем настоящие, а драгоценности для украшения он брал из короны…»

Примечание. Обычно на занятии во время коллективной работы цельной законченной сказки не получается, только обозначаются направления развития сюжета.

5. Домашнее задание (2–3 мин)

Развить сюжет, придуманный на занятии, или сочинить свою аналогичную историю.

6. Подведение итогов занятия (3–5 мин)

«Жил как-то один молодой человек, который мечтал стать великим изобретателем. Он учился день и ночь, учился много лет и, наконец, сказал себе:

– Я многому научился, стал УЧОНЫМ, и теперь всем покажу, на что я способен!

Он сразу же принялся за эксперименты, и ему удалось изобрести дырки в сыре. Но потом он узнал, что дырки уже были изобретены.

И тогда он начал учиться заново. Учился с утра до вечера и с вечера до утра, учился многие месяцы и, наконец, сказал себе:

– Пора кончать. Теперь я уже УЧОННЫЙ… Надо посмотреть, на что же я способен.

И все увидели, что он изобрёл дырки в зонтике. И все очень смеялись. Но он не пал духом, а снова взялся за книги, продолжал свои эксперименты и, наконец, сказал себе:

– Ну, вот, теперь я уверен, что не ошибаюсь. Теперь я просто УЧЁННЫЙ.

Но всё-таки он опять ошибался. Он придумал окрашивать корабли акварельными красками. Это было очень дорого и меняло цвет моря.

– И всё-таки я не отступлюсь! – решил отважный изобретатель, у которого голова уже покрылась сединой.

Он снова сел за книги и занимался так много, что действительно стал УЧЁНЫМ. И тогда он смог изобрести всё, что ему хотелось. Он придумал, например, машину для поездок на Луну; поезд, которому достаточно было одного-единственного зёрнышка риса, чтобы промчаться тысячу километров; туфли, которые никогда не снашивались, и множество других таких же интересных вещей.

Одного только он не смог придумать – как научиться никогда не делать ошибок. И, наверное, никто не придумает этого».

Ольга Давыдова
Комплексное занятие «Бином фантазии»

Комплексное занятие "Бином фантазии "

(Занятие можно провести в один день, как два занятия )

1. Развитие речи

2. Рисование.

Программное содержание :

Развивать у детей творческое воображение

Продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей;

Закреплять умение согласовывать существительные с другими частями речи.

Учить детей разнообразным способам изображения предметов, явлений.

Учить выделять в рисунке главное цветом. формой, положением на листе бумаги.

Материал : карточки с картинками, изображающие предметы, животных. Тонированные листы бумаги, краски, карандаши, мелки.

Ход занятия:

На столе воспитателя карточки с картинками (рисунком вниз) . Вызванные два ребенка выбирают карточки и показывают детям. Например "пёс + шкаф"

Задание :

1. необходимо соединить эти два слова используя предлоги- "пёс НА шкафу", "пёс В шкафу" и т. д.

2. Предложить детям составить предложения с этими словосочетаниями.

3. Выбрать наиболее удачные предложения или то, какое хочет ребенок.

4. Предложить составить короткий рассказ; составить рассказ детям, сидящим за одним столом.

5. Предложить детям нарисовать картинку к своему рассказу.

В конце занятия устроить выставку работ, а дети рассказывают, что они изобразили.

Публикации по теме:

Игровое комплексное занятие «Кладовая леса» КГКП детский сад-ясли №11 «Айголек» акимата г. Усть-Каменогорска. Воспитатель: Карпова Н. Н. 22 апреля 2014 г. Цель: 1. Выявить знания детей.

Итоговое комплексное занятие в старшей группе Программное содержаниеФормирование звуковой выразительности речи. Развивать фонематическое восприятие. Обогащать словарь детей. Углублять.

Комплексное развивающее занятие «Кукла Жанна» Программное содержание. 1. Учить находить и правильно называть желтый цвет. Формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное.

Комплексное занятие «Автобусная экскурсия» Цели: 1. Расширять кругозор детей 2. Активизировать речь детей 3. Развивать внимание и наблюдательность 4. Автоматизация звука "Р".

Комплексное занятие «Перелетные птицы» Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества. Задачи: Развитие связной.

Комплексное занятие «Рисуем осень» Цель: Познакомить детей с нетрадиционными методами рисования. Задачи: -научить детей рисовать пальчиками; -закрепить знание цветов (желтый,.

Комплексное занятие «В гости к бабушке» Цель: развитие речи детей младшего возраста средствами логоритмики. 1. Совершенствовать общую и мелкую моторику. 2. Расширять лексический.

Комплексное занятие «В гости к Лешему» Цель. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия.

В современном цивилизованном обществе практически все умеют читать и писать. А вот интересно мыслить – очень немногие. Для большинства взрослых людей фантазирование – пустое занятие, они не хотят и не умеют отдаться полету воображения, окунуться в мир нереальности и грез. Восприятие сужается до минимума – взаимосвязь событий, явлений и предметов остается за гранью понимания. Свободная, красивая, живая, образная речь – довольно редкое качество современного человека.Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Фантазийный бином как способ формирования речевого творчества. Подготовила: Воспитатель С.Н.Зарецкая МБДОУ ДСОВ №20 «Гармония»

Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Бином фантазии - это метод стимулирования творческого воображения у детей и взрослых путем комбинирования различных пар слов, и который предназначается для: - развития причинно-следственного стиля мышления.

«Человек может творить. Делать далёкое близким, а неважное важным. Нужно постоянно придумывать собственные истории про случайные слова. И тогда постепенно откроется, что наш мир - цельный и неделимый, а мы в нём не случайные гости. И нам вполне по силам сделать что-нибудь для того, чтобы всё, что радует глаз и душу, не разлетелось в один миг на неровные куски и мелкие атомы.» Ирина Васильева Бином фантазии - речетворчество

Суть метода – сочинение истории, рассказа или стихотворения на основе объединения пары несвязанных между собой слов с помощью предлогов или падежных окончаний. Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари, называется «Бином фантазии»,

1 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу. 2 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний. 3 шаг. Выбор варианта, который может послужить основой для придумывания конкретной ситуации. 4 шаг. Сочинение рассказа или истории. 5 шаг. Запись рассказа или его схематическое изображение, рисование иллюстраций. Алгоритм работы по методу:

Выбраны два слова: КНИГА и БЕЛКА.

Бином фантазии с использованием Кругов Луллия

« Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем» Джанни Родари

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Фантазийный бином как способ формирования речевого творчества.

Слайд 2

Бином фантазии

«Для эффективного развития творческой фантазии нужна система упражнений и, главное, нужно обучение приемам фантазирования. Мало сказать: «Придумай то-то» - надо объяснить, какими приемами следует при этом пользоваться. (Приемы играют ту же роль, что и краски в живописи; не может быть и речи о том, что они мешают свободно фантазировать.)» Г.С.Альтшуллер

Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Слайд 3

Бином фантазии - это метод стимулирования творческого воображения у детей и взрослых путем комбинирования различных пар слов, и который предназначается для:

Слайд 4

Бином фантазии - речетворчество

«Человек может творить. Делать далёкое близким, а неважное важным. Нужно постоянно придумывать собственные истории про случайные слова. И тогда постепенно откроется, что наш мир - цельный и неделимый, а мы в нём не случайные гости. И нам вполне по силам сделать что-нибудь для того, чтобы всё, что радует глаз и душу, не разлетелось в один миг на неровные куски и мелкие атомы.» Ирина Васильева

В современном цивилизованном обществе практически все умеют читать и писать. А вот интересно мыслить – очень немногие. Для большинства взрослых людей фантазирование – пустое занятие, они не хотят и не умеют отдаться полету воображения, окунуться в мир нереальности и грез. Восприятие сужается до минимума – взаимосвязь событий, явлений и предметов остается за гранью понимания. Свободная, красивая, живая, образная речь – довольно редкое качество современного человека.

Невозможно научить ребенка тому, что сам не умеешь. Но можно учиться вместе – искренне и с интересом играя, придумывая, сочиняя, на принципах равноправного партнерства со своими детьми. Известный итальянский сказочник Джанни Родари говорил, что придумывать занимательные истории и веселые сказки не сложно – нужно лишь свободно пофантазировать вместе с ребенком. Это позволит не только весело провести время, но и попутно развивать мышление, воображение, красочную образную речь - не только своего малыша, но и свои собственные.

Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари, называется «Бином фантазии», С помощью Бинома можно не только изобретать новые необычные предметы или совершенствовать имеющиеся, но и сочинять фантастические рассказы и интересные истории.

Чтобы не попасть в ловушку психологической инерции, которая будет наталкивать на выбор ассоциативно связанных слов, можно воспользоваться разными способами:
- два участника придумывают слова одновременно, не советуясь и не зная, какое слово будет выбрано вторым участником;
- ребёнок, не умеющий читать, ткнёт пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря, книги, газеты;
- использовать Круги Луллия
- предложить выбрать одно слово из мира природы, а другое - из рукотворного; или одно одушевленное, а другое – не одушевленное;
- если играют несколько участников, умеющих писать, то каждый пишет по одному слову отдельных листочках, затем все листочки перемешиваются и вытаскиваются произвольно.

Слайд 5

Суть метода – сочинение истории, рассказа или стихотворения на основе объединения пары несвязанных между собой слов с помощью предлогов или падежных окончаний.

Слайд 6

Алгоритм работы по методу:
1 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу.
2 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.
3 шаг. Выбор варианта, который может послужить основой для придумывания конкретной ситуации.
4 шаг. Сочинение рассказа или истории.
5 шаг. Запись рассказа или его схематическое изображение, рисование иллюстраций.

Слайд 7

Выбраны два слова: КНИГА и БЕЛКА.
Рассматриваем различные сочетания этих слов, получая разнообразные «картины»:
- книжная белка
- беличья книга
- книга в белке
- белка в книге
- книга у белки
- белка у книги
- книга из белки
- белка из книги
- книга на белке
- белка на книге
и т.д.

Некоторые сочетания получились вполне естественными, понятными и сразу вызывают знакомые образы. На этих сочетаниях можно остановиться в самом начале освоения метода.

Слайд 8

-
На даче мама читала книгу. Ее позвал сынишка, и мама положила книгу на стол около открытого окна. На столе стояла вазочка с печеньем. Пока мамы не было, в окно заскочила любопытная белочка. Она схватила печенье, уселась на мамину книгу и стала печенье грызть. Когда мама вернулась, белочка убежала. А мама удивилась - откуда на книге появились крошки.

Другие сочетания требуют развитого воображения, умения отойти от конкретного образа, широкого взгляда на ситуацию и системного мышления. Так книга может быть не только конкретным предметом, но воспроизведена, прочитана. Белка может быть не только зверьком, но и игрушкой, картинкой, силуэтом. Сами предлоги могут обозначать разные ситуации: «из» может быть как «сделано ИЗ», так и «выходящее ИЗ».

Слайд 9

-
Одна маленькая девочка очень любила книгу о белках. И у нее была любимая игрушка – белка. Мама не всегда могла читать девочке книгу, потому что ей еще нужно было готовить кушать и ходить в магазин. Тогда папа записал рассказы из книги на маленький магнитофон, а мама зашила его в игрушку-белку. Получилось, как будто это белочка читает книгу. И когда девочка ложилась спать, то из ее любимой белочки слышалась любимая книга. Девочка была очень рада.

Если с детьми проводятся занятия по стихосложению, то можно придумать стихотворение-лимерик. Лимерик очень подходит для данного метода, так как содержит ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
Как правило, лимерик состоит из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
- Первые две строчки рифмуются между собой.
- Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
- Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Слайд 10


Жила-была книжная белка.
Читала она на тарелке.
Читала она на прогулке,
И кушая вкусную булку.
Читать, конечно, хорошо, но и про другие дела не надо забывать!

Слайд 11

Бином фантазии с использованием Кругов Луллия

Слайд 12

«Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем» Джанни Родари

Как мы уже знаем «Бином фантазии» - это метод стимулирования творческого воображения у детей и взрослых путем комбинирования различных пар слов, и который предназначается для:
- развития причинно-следственного стиля мышления.

Использование Кругов Луллия для игр с Биномом фантазии обеспечивает случайное сочетание не связанных между собой слов. Можно воспользоваться пособиями как из двух дисков, так и из трех.

На начальном этапе освоения метода лучше использовать только два круга, на одном из которых расположить одушевленные объекты или объекты природного мира, а на втором – неодушевленные или объекты рукотворного мира. Так же желательно иметь под рукой табличку со схемами-моделями возможных предлогов и падежного окончания.

Ребенок произвольным образом выбирает две картинки и рассматривает полученные при помощи предлогов варианты. Останавливается на наиболее понравившемся варианте и сочиняет историю или придумывает новый предмет.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание для педагогов

Напишите свои истории, фантастические или сказочные рассказы на основе сочетания слов «ЛЯГУШКА и САМОЛЕТ», «МЕДВЕДЬ и КАСТРЮЛЯ». Поделитесь своими произведениями.

Комплексное занятие «Бином фантазии» (развитие речи и рисование)

Программное содержание: развивать творческое воображение; продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей; закреплять умение согласовывать существительное с другими частями речи; учить детей разнообразным способам изображения предметов, явлений; учить выделять в рисунке главное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображаемого.

Материал: карточки с картинками, изображающие предметы, животных; тонированные листы, краски, карандаши, мелки.

1-занятие.

На столе воспитателя расположены карточки с картинками (рисунками вниз).Вызванные два ребёнка выбирают карточки и показывают детям. Например: «пес и шкаф».

Задание: необходимо соединить эти два слова, используя предлоги- «пес со шкафом», «пес на шкафу», «пес в шкафу» и т.д.

Предлагаем детям составить предложение с этим словосочетаниями. Далее можно выбрать наиболее удачное предложение или то, какое ребёнок хочет и предложить составить короткий рассказ. Можно предложить составить рассказ детям, сидящим за одним столом. Во время обдумывания можно предложить детям символами изобразить последовательность событий. Можно поставить на стол песочные часы(5мин.), чтобы за это время рассказ был готов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

БУКЛЕТ НА ТЕМУ "ФАНТАЗИЙНЫЙ БИНОМ"
"Как написать свою сказку?"
Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Написание собственной сказки может существенно продвинуть психотерапевтическую работу. Сочинить сказку может не только взрослый, но и ребенок. И это прекрасно получается у маленьких фантазеров. Родителям лучше всего отталкиваться от того, что придумывает малыш, и умело вплетать детские предложения относительно событий и персонажей в общее повествование.
Малыш может подключиться к работе над сказкой практически на любом ее этапе. При этом вы убиваете сразу «двух зайцев»: не только корректируете поведение, но еще и развиваете внимание, активную речь, мышление, воображение и творчество ребенка. Поэтому не жалейте времени на эти занятия.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя.
Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-нибудь любимым животным, идентифицируются с ним.
Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке необходимы сказки, в которых к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, все заканчивается свадьбой, а через некоторое время появляются дети. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории не про роботов или монстров, а про богатырей или рыцарей, героев, которые прошли тяжелые испытания и смогли сочетать в себе силу и доброту.
Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно все, а значит, все события без критики принимаются слушателем и работают на бессознательном уровне.
Чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку, нужно знать принципы ее построения.
1. Создаем образ главного героя
Главными героями сказки могут быть самые разные персонажи: люди, обычные предметы, животные, волшебники, природные явления, да, собственно, все, что угодно, ведь это ваш волшебный мир. И отталкиваться нужно от того, что нравится вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции. Важно также, чтобы главный герой был «созвучен» ребенку и, возможно, был чем-то на него похож: отражал некоторые черты его характера и включал те особенности его поведения, которые вы хотели бы проработать. Так, отражать характер персонажа может специально выдуманное имя. Например, такая забавная фамилия для застенчивого дракончика - Заёлочкин - отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым. Здесь приветствуется словотворчество самого ребенка, так как оно способствует формированию фантазии и гибкости мышления.
2. Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию
Исходить желательно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформировать их в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, что на самом деле вызывает нежелательное поведение?
Дети постарше даже могут сформулировать причину самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя именно так? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает ваш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.
3. Создаем образы друзей и помощников, а также врагов и препятствий на пути героя к цели.
Образы друзей и помощников - это отражение потенциальных способностей главного героя. А его страхи и неверие в себя будут отражать образы врагов и препятствия. В случае неправильного поведения главного героя друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения.
4. Создаем обучающие ситуации, в которых герой впервые побеждает благодаря помощи
Такие ситуации нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможности действия в сложных ситуациях. В метафорической форме преодоление препятствий может осуществляться разными путями:
Прямая агрессия - решение проблемы с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Например, герой может сразить дракона мечом. + Использование хитрости - умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы, вспомним Кота в сапогах, победившего Людоеда.
Использование волшебных предметов и помощников - передача герою оберегающих его предметов-талисманов и, таким образом, внушение ему чувства защищенности и уверенности.
Совет мудреца - главный герой получает сонет весьма уважаемого в волшебной стране персонажа и следует ему.
5. Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Им уже получены новые знания, опыт правильного поведения, который еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей еще необходимы подбадривание, похвала, которые придают герою уверенность в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление внутренних барьеров и страхов, изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.
6. Показываем осознание героем самого себя в новом качестве в результате одержанных побед
Герой становится уверенным, что делает все правильно, потому что получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает - он справился со всеми сложностями и стал другим.
7. Создаем позитивный финал
Это может быть торжество, на котором окружающие отдают должное особым заслугам героя. При таком финале перед героем открываются новые возможности благодаря его победе над собой.
8. Создаем вопросы к сказке
Их можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает обратную связь, то есть позволяет попять, как окружающие оценивают поведение главного героя. Вопросы могут быть следующими:
О чем эта сказка и чему она учит?
Почему герой поступает именно так?
Чего он хотел на самом деле?
Как герой решает проблему (какой способ поведения он при этом выбирает)?
Какие эмоции приносит поведение героя окружающим?
Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?
Кто же такой, по сути, главный герой?
Формы работы с созданной сказкой разнообразны: кукольный спектакль, игра-драматизация с использованием масок или костюмов, рисование или лепка сказочных персонажей (обычно используется, когда требуется частая трансформация образов), подбор музыки под образы главных героев. Все зависит от того, что ближе именно вашему ребенку. Разнообразие форм работы со сказкой позволяет по-разному переживать сюжет. Таким образом, одна и та же сказка может постоянно меняться, например, в зависимости от вашего настроения. Это, с одной стороны, сохраняет эффект новизны сказки, а с другой - дает новый взгляд на рассматриваемую проблему.
Замечательные приемы, которые помогут вам творчески подойти к созданию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.
Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю, используя эти слова.
Изменение существующей сказки. Введите в уже известную ребенку сказку комического персонажа или придумайте ее продолжение.
Игра наоборот. Покажите несоответствие характера образу персонажа, например, как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная...».
Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.
Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, и что же дальше произошло?
Необычный герой. Это может быть предмет, который оживает, или существо, которого вообще нет в природе и придумано вами.
Сказка, в которой ваш ребенок является главным героем. Здесь важно, чтобы этот герой выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми трудностями на своем пути (даже если в жизни ваш ребенок неуверенный, робкий, застенчивый). Так вы сможете заранее передать своему ребенку надежду на успех.
Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи?
Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 13-18.

Бином фантазии. Дети последовательно просматривают картинки или игрушки, затем выбирают два объекта, которые трудно объединить в сказоч­ном сюжете. Сочинение истории про них и называется «бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, на которых изображены кошка и сумка, и предложить придумать сказку. Конечно же, легче представить себе отношения между кошкой и собакой, кош­кой и мышкой. Но необходимо специально создать обстановку повышенной сложности. Только размышляя, изобретая, находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, могут развиваться дети. Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для их соединения методом «бином фантазии». Приведем пример одной такой сказки. «Слон в шкафу». В доме жил фарфоровый слон. Скучно было ему и одиноко, не было у него друзей. Пошел он однажды погулять и вдруг увидел, что в конце улицы стоит шкаф и скучает. Слон спросил: «Почему вы тут стоите, разве у вас нет дома?» - «Нет у меня ни дома, ни друзей - я совсем один!» - ответил шкаф. Слон предложил: «Давайте дружить!» Шкаф согласился. Стали они разговаривать, да так и подружились. С тех пор шкаф живет у слона дома, они охраняют друг друга.

Слайд 23 из презентации «Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок.pptx» можно в zip-архиве размером 3185 КБ.

Скачать презентацию

«Математика в ДОУ» - Дети садятся за стол и рисуют под диктовку. Посмотрите, какой длинный поезд. Навстречу едет товарный поезд. Мы сядем за стол и выполним несколько заданий. Для того, чтобы было весело ехать, споём песню. Вагончики бегут бегут, бегут. Давайте мы письмо почитаем. Карлсон показывает карточки с кодами. Материал к занятию.

«Развивающая математика для малышей» - Зайчик. Треугольник. Круг. Математика для малышей. Предметы круглой формы. Геометрические фигуры. Познакомить детей с геометрической фигурой. Фактор интеллектуального развития. Демонстрационный материал. Построим треугольник.

«Математика для дошкольников» - Математические способности. Логические блоки Дьенеша. Способности. Программа "Радуга". Анализ программ. Карточки - символы. Задачи использования логических блоков. Программа воспитания и обучения в детском саду. Использование логических блоков. Вид мышления. Программа "Детство". Программа "Развитие".

«Здравствуй мир» - Путешествие в Африку Путешествие в Австралию и Антарктиду Путешествие в Америку Зоопарк. Возможный максимум. Уметь объяснять свое отношение к миру. Как работать с пособиями для детей. Примерная сетка занятий для разных возрастных групп. Образное формирование конкретных понятий. Информированность. Нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного.

«Овладение грамотой» - Рисование орнамента. Образуй множественное число. Подбор антонимов. Зелёный круг. Крепкий фундамент. Что лишнее. Достаточность словарного запаса. Как можно назвать одним словом. Определить место звука «Л» в словах. Сформированность грамматического строя речи. Штриховка. Полноценность владения речевыми звуками.

Тема: «Бином фантазии»

Цель:

Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Задачи:

Отрабатывать качество выполнения упражнений на фонационное развитие;

Продолжать работу над выработкой четкой артикуляции и выразительностью речи;

Снимать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового, учить видеть предметы и явления в многообразных связях;

Учить детей устанавливать с помощью воображения родство между указанными словами; создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать;

Активизировать образное восприятие, учить создавать целостное изображение на основе донной – двух деталей.

Оборудование и материалы:

Герой рассказов Н.Носова «Незнайка»;

Картинки с изображением животных и людей;

Картинки с изображением предметов;

Лист бумаги с нарисованной геометрической фигурой.

Пред варительная работа:

Изучение пословиц и поговорок, заучивание стихотворения В.Лунина «Вежливый слон», придумывание рассказов по серии сюжетных картинок.

Ход занятия.

Сюрпризный момент .

Дети играют на ковре, стук в дверь. В группу заходит сказочный персонаж Незнайка. Он здоровается с детьми, речь Незнайки непонятная, слова неразборчивы.

Воспитатель: Друг наш Незнайка, почему твоя речь такая непонятная, давай вместе с детьми проведем речевую гимнастику.

Речевая гимнастика.

Упражнения на отработку фонационного дыхания:

Плавный вдох и плавный выдох;

Краткий (быстрый) вдох и медленный выдох;

Медленный глубокий вдох – выдох толчками;

Глубокий вдох – задержка дыхания – медленный выдох.

Рассказывание скороговорки с постепенным увеличением темпа (упражнение «Язычок побежал»): «Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел» или «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».

Воспитатель: А еще мы Незнайка на специальных занятиях по развитию речи учимся придумывать истории, играть в речевые игры. Оставайся с нами и обо всем узнаешь.

Давайте друзья мои, немного поиграем. Игра «Подскажи словечко».

Детям нужно сказать в конце стихотворения словечко, подходящее по смыслу.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе …(живот).

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б на встречу ни поплыл,

Всех проглотит …(крокодил).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку …(мячик).

В реке большая драка,

Поссорились два …(рака).

Молодцы справились!

Введение в искусство придумывания истории – бином фантазии.

Друзья мои, перед вами разложены 2 набора картинок. Вам необходимо взять наугад по одной картинке из каждого набора и соединить слова – обозначения. (Из каждого набора дети берут наугад по одной картинке и, соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки. Например, ребенок выбрал картинки с изображением рыбки и какого-либо музыкального инструмента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). варианты названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в трубе», «Рыбка с балалайкой» и т.п.)

Перед нами картинки еж и лампа. Давайте придумаем интересную историю «Еж и лампа» (ответы детей). (использование приема «Не повторись» ТРИЗ)

Замечательные истории у вас получились.

Пришла пора отдохнуть.

Физкультминутка.

Занимались мы, устали,

А потом мы дружно встали.

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И занятие начнем.

(Одновременно с произнесением текста дети выполняют соответствующие движения.)

Чтение стихотворения В.Лунина «Вежливый слон».

Ребята рассаживайтесь поудобнее, вспомним с вами стихотворение В.Лунина «Вежливый слон».

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку

И вежливо –

Сказал муравью:

Можешь и ты наступить на мою!

(Тон чтения стихотворения осуждающий.)

Дети сначала читают стихотворение хором, а потом индивидуально. Взрослый постоянно обращает внимание детей на тон осуждения, который необходимо передать голосом.

Незнайке очень понравилось как вы читали стихотворение, озвучивая тоном осуждения.

Игра – соревнование «Вежливые слова».

Давайте поиграем в игру «Вежливые слова». Разделимся на две команды, победит та команда, которая быстрее и больше назовет вежливых слов.

Предлагаю вам игровое задание «Дорисуй», занимайте места за столами.

«Дорисуй».

Каждому ребенку дают лист с нарисованной на нем какой-либо одной геометрической фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом (на основе рожденного при восприятии образа).

Итог занятия.

Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

(Ответы детей в форме беседы – диалога)

Вам понравилось сочинять истории?

Незнайка, а тебе занятие понравилось?