Медицина

Отчёт по педагогической практике. Задачи педагогической практики В результате прохождения педагогической практики

Введение
Глава 1. Современные формы обучения в вузе
1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении
1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании
Глава 2. Работа в БСС Главбух
2.1 Основные понятия о системе Главбух
2.2 Описание методики проведения лабораторных работ
Заключение
Список использованных источников

Введение

Важным компонентом образовательного процесса является педагогическая практика студентов в высшем учебном заведении, которая логически завершает их профессиональную подготовку в качестве преподавателей.

Основная цель педагогической практики в вузе – приобщение студентов к научно-педагогической деятельности, раскрытие их исследовательского и педагогического потенциала, непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, проверка профессионально-теоретических знания, получаемых студентами в вузе.

Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебно-методической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своих профессиональных качеств. Полученные навыки помогут студентам, если те стремятся построить свою карьеру в качестве преподавателей.

Основными задачами педагогической практики в вузе являются:

1) приобретение различных практических навыков студентами в учебной работе с учащимися;

2) получение опыта профессиональной деятельности преподавателя в разработке программ теоретического и практического обучения студентов;

3) установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных магистрантами-практикантами с профессионально-педагогической деятельностью;

4) изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения;

5) участие студента в педагогической и методической работе, проводимой кафедрой.

Глава 1 Современные формы обучения в вузе

1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении

На сегодняшний день учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше признается как средство для достижения такого уровня производства, который наилучшим образом удовлетворит все возрастающие человеческие потребности, развитие духовное богатство личности. Таким образом, нынешняя ситуация в обучении требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебных заведениях. Основные характеристики выпускников любого учебного заведения является его компетентность и мобильность. В связи с этим акцент в изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной деятельности студента .

На данный момент традиционное обучение, которое сосредоточено на повышении уровня знаний и навыков в предметной области, все больше и больше не соответствует современным требованиям. В основе современного образования должны стоять не только академические дисциплины, но и способы мышления и деятельности студентов. Целью любого высшего учебного является не только выпускники, которые получают высокий уровень подготовки, но и включение студентов в процессе обучения в разработку принципиально новых технологий, адаптируя их к реалиям производственной среды .

Существуют три основные формы обучения:

1) Пассивные, при которых преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей;

2) Активные, где студенты являются активными участниками, студенты и преподаватель находятся на равных правах;

3) Интерактивные – взаимодействие студентов происходит не только с преподавателем, но и друг с другом, активность студентов в процессе обучения доминирует

Активные методы обучения являются наиболее успешными для того, чтобы студенты могли усваивать знания. Существуют следующие активные формы взаимодействия преподавателя и студентов.

Лекция предполагает, что лектор, излагая материал, активно взаимодействует со студентами, отвечает на задаваемые вопросы, либо сам задает вопросы, предполагая получить ответ. Также преподаватель может вначале поставить проблему перед студентами, решение которой нужно получить в конце лекции.

Учебные семинары и учебные дискуссии предполагают коллективное обсуждение той или иной проблемы, либо определенной темы. Дискуссии помогают учиться спорить и отстаивать свою точку зрения.

Учебные встречи за «круглым столом» подразумевают приглашение различных специалистов, которым студенты выдвигают проблемы и формулируют ряд вопросов по интересующей теме. А те, в свою очередь, дают разъяснения.

Интерактивное обучение также является успешным для подготовки высококвалифицированных специалистов и относится к так называемому инновационному обучению. Такое обучению помогает студентам мыслить нестандартно и гибко, быстро реагируя на изменения в мире. К интерактивным формам обучения относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, тренинги и т.п.

1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании

Современные технологии, прежде всего, подразумевают компьютеризацию учебного процесса.

Технические средства находят свое применение во многих видах обучения. Они повышают производительность работы учащихся, позволяя намного быстрее искать и работать с информацией и различными материалами. Современные технологии позволяют получить консультации по различным вопросам и проблемам и повышать свои знания и навыки, используя разнообразные программы и средства Интернет сети .

Однако у компьютеризации существует рад проблем, которые преодолеваются довольно медленно, такие как: техническая оснащенность учебных заведений, недостаток специалистов, которые обладают достаточными навыками работы с техническими средствами, большое количество информации, которое еще не оцифровали.

Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Появление мощных компьютерных мультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивного развития дистанционного обучения (ДО) .

Все компоненты электронной составляющей являются довольно перспективными и удобными средствами и могут значительно повышать учебный процесс .

Например, Система Главбух является справочником по различным бухгалтерским, налоговым и правовым вопросам. Доступ к ней может иметь любой пользователь Интернета. И данная система достаточна эффективна для обучения не только для студентов, но и для разнообразных специалистов вне зависимости от профессии.

Глава 2. Работа в БСС Главбух

2.1 Основные понятия о системе Главбух

Система Главбух представляет собой справочно-информационную программу, которая помогает найти различную актуальную на сегодняшний день информацию в области бухгалтерского и налогового учета (в том числе последние обновления в законодательстве, нормативно-правовых актах и в других документах).

Систему могут использовать не только организации, предприниматели, юристы, работники бухгалтерской службы, но и студенты. Ежегодно Главбух организовывает олимпиаду для студентов, по итогам которой призерам вручаются подарки, денежное вознаграждение, а также сертификаты участников.

Данная система подойдет для:

1) различных бюджетных организаций;

2) любых коммерческих организация вне зависимости от их системы налогообложения (ОСН, УСН и т.д.);

3) некоммерческих организаций;

4) различных предпринимателей, бухгалтеров, юристов, которые стремятся усовершенствовать свои знания и познать все тонкости бухгалтерского и налогового учета;

5) студентов высших учебных заведений .

Система Главбух обладает различными необходимыми и дополнительными материалами для работы организаций. В связи с этим обладает рядом преимуществ:

1) Только в этой системе пользователь получает разъяснения и консультации по различным вопросам от специалистов из Минфина, ФНС, Минтруда и т.п.;

2) Система Главбух обновляется ежедневно, поэтому для пользователя доступна актуальная на сегодняшний день информация;

3) Главбух представляет собой электронную систему, поэтому пользоваться ей можно с любого компьютера с выходом в Интернет;

4) Уникальная экспертная поддержка: онлайн-помощник и письменные консультации экспертов – в зависимости от сложности вопросов – ответы могут даваться моментально, либо в течение суток;

5) Система содержит самые популярные бухгалтерские издания, как свежие номера, так и полные архивы;

6) Главбух располагает большой базой образцов документов с различными подсказками и комментариями по их заполнению;

7) Пользователи получают возможность создавать электронную отчетность, а также получаю сервис по отправке этой отчетности в различные фонды и налоговую;

8) Пользователи системы могут дистанционно обучаться в высших школах, подтверждая свои знания и получая сертификаты .

Таким образом, в любое удобное время можно получить консультации экспертов по различным вопросам, самостоятельно найти информацию в сфере бухгалтерского и налогового учета или ознакомиться с последними законодательными или правовыми новостями.

2.2 Описание методики проведения лабораторных работ

Работа в БСС Главбух – лабораторные работы.

Проводились 27.04.2016 и 18.05.2016. Проводились на потоке студентов 2к. направление 38.03.01 – экономика, профиль «Финансы и кредит», гр. 884 1-2 .

Присутствовали: студенты в количестве 30 чел.; от кафедры – Васильковская Наталья Борисовна, к.э.н., доцент кафедры экономики.

Мероприятие состоит из двух лабораторных работ. Первая лабораторная работы заключается в поиске документов в Системе Главбух, вторая – в поиске информации в Системе Главбух.

Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа – форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса .

Перед проведением лабораторных работ были поставлены следующие задачи:

1) первичное овладения студентов знаниями о системе Главбух;

2) контроль знания путем выполнения самостоятельных работ;

3) формирование студентами навыков использования справочными системами для получения необходимой информации.

Проведение лабораторной работы №1 «Практические занятия по поиску документов в Системе Главбух»

Этап №1 – поиск документов с помощью поисковой строки и карточки поиска.

Вначале было кратко изложено то, что из себя представляет поисковая строка, карточка поиска и как ими пользоваться.

Поисковая строка в Системе Главбух - это универсальное средство поиска, которое есть в каждом разделе Системы. Она состоит из поля для ввода запроса и кнопки «Найти». Карточка поиска представляет собой поиск «По реквизитам…», которая расположена чуть правее поисковой строки.

1) Вы сами оплачиваете стоимость обучения в университете по 50 000 руб. за год. Во время каникул вы подрабатываете. И ваша зарплата за этот год составила 80 000 руб., включая налог, удержанный на предприятии. Заполните декларацию по доходам физических лиц (от своего имени) для получения вычета по расходам на собственное обучение. До какого срока вы можете подать декларацию (3-НДФЛ), чтобы вернуть удержанный налог?

2) Вы пишете дипломную работу на тему налогового контроля. Найдите для использования в работе все статьи журнала «Учет. Налоги. Право» за последние два года о показателях налоговой нагрузки, которые использует налоговая инспекция для назначения проверок.

3) Найдите видеосеминар на тему бухгалтерского учета командировочных расходов.

Этап №2 – поиск документов через рубрикаторы.

Вначале была кратко изложена сущность рубрикатора.

Рубрикатор обеспечивает быстрый поиск неизвестных документов по обобщающим темам. Он особенно эффективен, если требуется просмотреть подборку документов по какой-то общей тематике. В каждом разделе Системы в левом нижнем углу экрана всегда располагаются кнопки перехода в рубрикаторы разделов: «Все рекомендации», «Все формы», «Все справочники», «Все кодексы и ПБУ» и др.

Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

2) Найдите ПБУ, которое устанавливает правила исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

3) Найдите статью в номере 5 журнала «Главбух» за 2014 год о том, какими документами нужно оформлять предоставление скидок, чтобы не вызвать налоговых споров.

В ходе проведения лабораторной работы№1 студентами были сделаны следующие выводы:

1) Документы можно искать и не по реквизитам, достаточно лишь ввести в поисковую строку вид документа с номером или его заголовок;

2) Поисковая строка неэффективна при поиске документов на темы слишком общего характера (например «НДС», «Акцизы»).

4) Для сбора сведений общего характера более эффективен рубрикатор, а не поисковая строка.

Проведение лабораторной работы №2 «Практические занятия по поиску информации в Системе Главбух»

Вначале было кратко изложено, что представляет собой рекомендация и как искать информацию с помощью рекомендаций.

Каждая рекомендация в отдельности - это тематическая подборка сведений и ссылок на нормативные акты, бланки, образцы заполнения форм, справочные таблицы и т. д. По каждому вопросу в рекомендации есть готовый анализ законодательства и арбитражной практики, размещены предупреждения обо всех опасностях, рассмотрены все варианты решений, сделаны выводы, дан совет, а практические действия расписаны со всеми подробностями и с примерами. В результате методом поиска через рекомендацию все можно найти гораздо быстрее. Как в энциклопедии.

Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите нормативный акт, которым установлен порядок расчета больничного пособия.

Этап №2 – поиск информации в формах и образцах.

Вначале было кратко изложено, как искать информацию при помощи форм и образцов.

Когда нужный бланк известен и изучать порядок документального оформления операций не нужно, можно обойтись без поиска в рекомендациях. Сам бланк или образец его заполнения лучше искать в разделе «Формы». Там известные формы и образцы можно быстро найти как отдельные документы. К ним будут прилагаться приказы об утверждении формы.

Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

1) Найдите образец заполнения платежного поручения на перечисление НДС в бюджет;

2) Найдите бланк расчета взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форму4-ФСС).

Этап №3 – поиск справочной информации и поиск информации в правовой базе.

Вначале было кратко изложено, что собой представляет справочник системы и как с его помощью найти ту или иную информацию, а также как искать информацию в правовой базе.

Справочники Системы – это краткий конспект правовой базы для бухгалтера о ставках налогов, размерах штрафов, составе отчетности, о датах разных событий в жизни бухгалтера, обзоры изменений законодательства по годам и т. д. В таких справках информация представлена в очень удобном для восприятия табличном виде. К каждому тезису справочной таблицы всегда прилагаются ссылки на нормативный акт-основание. Найти справочную информацию можно несколькими способами. Например, с помощью поисковой строки в разделах «Рекомендации» и «Справочники». Справочные таблицы добавлены к поиску в разделе «Рекомендации». И если ключевые слова запроса точно соответствуют названию и содержанию справочного документа, результат выдачи в этих разделах может быть почти одинаковым.

Поиск информации в законодательстве – это особый, самый сложный метод поиска, который требует определенной профессиональной подготовки. в каждом документе (законе и подзаконном акте) размещены обратные ссылки на все материалы Системы, в которых этот документ упомянут. Обратные ссылки в Системе открываются кнопкой в виде цифры в квадратике. Цифра означает количество ссылок. Обратные ссылки значительно ускоряют поиск всех связанных между собой материалов.

Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите справку о случаях возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом основных средств.

В ходе выполнения лабораторной работы №2 студентами были сделаны следующие выводы:

3) Через рекомендацию удобно искать не только описание документального оформления операций и нормативные инструкции к заполнению бланков, но и сами бланки, и образцы их заполнения. Особенно, если неизвестно, какой бланк применять;

4) Поиск известного бланка в разделе «Формы» более эффективен, чем поиск через рекомендацию. Даже если запрос окажется довольно общего характера, в результатах поисковой выдачи будет минимум лишнего;

5) Если известно точное наименование бланка или даже ключевые слова, которые точно характеризуют бланк, то искать его можно хоть в «Формах», хоть в «Рекомендациях». Кроме того, в любом разделе при вводе названия формы в поисковую строку появляются подсказки, которые служат прямым переходом на нужную форму.

Заключение

В ходе прохождения педагогической практики были освоены навыки в научно-педагогической деятельности. На начальном этапе происходило ознакомление со спецификой организации учебного процесса. В последующем принималось участие в методической и педагогической работе кафедры, получен колоссальный опыт преподавательской деятельности.

Основными сложностями в работе оказались работа со студентами, которых нужно было настроить на восприятие себя в качестве преподавателя, а также, в связи с тем, что практика подразумевала под собой использование современных технических средств, возникли трудности с использованием технологии программы Системы Главбух. Но все проблемы были преодолены и студенты активно участвовали в учебном процессе, отвечая на вопросы и выполняя задания.

Студенты также приобрели навыки работы со справочно-информационной Системой Главбух и повысили свои знания в области бухгалтерского и налогового учета, законодательства РФ.

В ходе практики были получено не только навыки профессионально-педагогической деятельности, но также навыки коммуникации, взаимодействия преподавателя и студентов.

Список использованных источников

1. Современные методы обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/ conference/2012/138/sovremennye_metody_obucheniya_v_vuze/ (дата обращения 25.02.2017)
2. Горбатова М.К., Назипова М.А. Методики преподавания в высшей школе. / Учебное пособие / М.К. Горбатова, М.А. Назипова. Н.Новгород: ННГУ – 2012. – 53 с.
3. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1408380616 (дата обращения 25.02.2017)
4. Современные технологии обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://moluch.ru/archive/92/17764/ (дата обращения 25.02.2017)
5. Теория обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3165/B3165Part31-144.php (дата обращения 25.02.2017)
6. Инновационные формы и методы обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34868 (дата обращения 25.02.2017)
7. БСС «Система Главбух». [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://kgermak.ru/sistema-glavbuh (дата обращения 25.02.2017)
8. Бухгалтерская справочная система. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.1gl.ru/about/ (дата обращения 25.02.2017)
9. Лабораторная работа. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://studynote.ru/studgid/pomosch/chto-takoe-laboratornaja-rabota/ (дата обращения 25.02.2017)

Отчет педагогической практике в ВУЗе обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Я, Позняк Елена Николаевна, проходила педагогическую практику в СОШ №8 г. Мозыря в период с 05.09.2010 по 24.10.2010 г.

Педагогическая практика началась с установочной конференции в университете. Нам объяснили цели и задачи практики. В этот же день состоялась беседа с групповым руководителем, на которой нам рассказали основное направление педагогической деятельности студентов-практикантов: овладение методикой проведения уроков, умение активизировать деятельность учеников в урочное время.

За мной был прикреплен 9 «А» класс, в котором 27 ученика. В этом классе я проходила практику в качестве учителя-предметника.

Классным руководителем этого класса является Дайнеко Елена Владимировна. Она познакомила меня с планом воспитательной работы в 9 «А» классе.

Основная цель, которая была поставлена в начале практики – это выработать профессионально-педагогические умения и навыки.

В первую неделю я посетила уроки физкультуры у учителя-предметника Сенько И.Г. с целью изучения методики проведения уроков, ознакомления с типами, целями и задачами уроков, структурой урока, наблюдения за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследования методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся. Посещение уроков помогло мне при подготовке и проведении своих уроков, написании планов-конспектов.

Также я посетила уроки истории, математики, истории, белорусского языка и др. в 9 «А» классе с целью ознакомления с учащимися этого класса и учеником, на которого была написана психологическая характеристика.

В соответствии с индивидуальным планом я провела 13 уроков, 11 из которых были зачетными.

В процессе проведения учебных занятий мною были приобретены профессионально-педагогические умения и навыки, включающие в себя умение на основе учебной программы и учебника конкретизировать содержание предстоящих учебных занятий и определять обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, умение определять тип и структуру урока, умение готовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, умение оформлять план-конспект урока и других видов учебных занятий, умения и навыки использования разнообразных приемов установления порядка и дисциплины учащихся в начале урока, умение придавать работе над пройденным материалом повторительно-обучающий характер, умение использовать устные, письменные и практические упражнения по применению полученных знаний на практике и многие другие.

Также я посетила уроки, проводимые студентами-практикантами с целью наблюдения за организацией дисциплины и поддержания внимания учащихся в процессе изложения нового материала, за организацией осмысления и запоминания учащимися новых знаний на уроке, за организацией работы учащихся с учебником при закреплении нового материала, за умением практикантов ставить проблемные вопросы в процессе обучения, за умением использовать дополнительный материал в качестве приема активизации познавательной деятельности учащихся и др. Это позволило мне сравнить методику проведения своих уроков с уроками моих товарищей.

У меня сложились очень хорошие отношения с учащимися.

На протяжении всей практики я поводила методики с классом для написания психологической характеристики.

Таким образом, во время прохождения педагогической практики в школе я провела всю необходимую учебно-воспитательную работу. Педагогическая практика оказала положительное влияние на развитие моих профессиональных личностных свойств и качеств. Я научилась осмысленно применять психолого-педагогическую теорию в реальных условиях школьного обучения и воспитания. Был получен опыт в подготовке и поэтапной разработке учебных занятий, умения и навыки в определении темы, целей и задач урока, а также в правильном подборе необходимых учебно-наглядных пособий.

Главным своим достижением и успехом в ходе практики считаю приобретение педагогической уверенности и осмысленности своих действий в ходе урока, чего мне определенно не хватало на начальном и пробно-тренировочном этапах практики. Считаю, что педагогическая практика такого рода достаточно эффективна, помогает овладеть педагогической умелостью в целом; такую педагогическую практику следует продолжать использовать для подготовки будущих учителей-предметников и в дальнейшем.

После прохождения педагогической практики я отметила для себя очень много интересных вещей. Первое, это то, что мое отношение к профессии педагога изменилось в положительную сторону. Второе, вопреки тому, что я не представляла себя в роли учителя, то теперь я понимаю, что у меня для этого куча задатков.

1. Ознакомление со школой, в которой проводится практика, с проблемами и перспективами её развития; оценка условий обучения и воспитания с точки зрения гигиены, психологии и педагогики

2. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе, уровня умственного, физического, нравственного развития детей , состояния их здоровья, характера взаимоотношений учителя и учащихся на уровне и во внеурочной деятельности .

3. Планирование учебно-воспитательной работы студента на период педагогической практики.

Примерная схема индивидуального плана работы студента в период педагогической практики

Основные направления работы

Мероприятия, проводимые

студентом

Календарные

сроки проведения

Отметка о выполнении

1. Ознакомление с базой практики: беседы с администрацией школы, изучение документов по содержанию обучения (учебные планы, программы, учебники, авторские программы, средства обучения и пр.)

2. Изучение учащихся и класса: наблюдение за учащимися на уроках по своему предмету и уроках других учителей; во внеклассной и внешкольной деятельности.

Изучение личных дел обучающихся, классного журнала, проведение бесед с классным руководителем , администрацией, учителями-предметниками, школьным врачом (медсестрой), учащимися.

3. Планирование работы: изучение плана работы учителя, ведущего предмет по специальности практиканта, плана воспитательной работы классного руководителя. Планирование учебной и воспитательной работы студента на период педпрактики.

4. Учебная работа: посещение уроков учителей (как по предмету своей специальности, так и по другим предметам) и студентов (тема, предмет, класс и дата наблюдения); проведение самостоятельных уроков (тема и сроки проведения каждого).

5.Внеклассная работа: посещение внеклассных мероприятий, их самостоятельное проведение.

По преподаваемому предмету: дополнительные занятия, кружок, факультативное занятие, изготовление наглядных пособий и пр.

По текущей воспитательной работе:

· Микропоражения коры головного мозга.

8. Сделать протокольную запись урока, придерживаясь следующего плана:

· Записать общие сведения: дата наблюдения; школа, класс; место урока в расписании учебного дня; фамилия, имя, отчество учителя: количество учащихся на уроке.

· Тема урока, его место в общей системе уроков по данной теме.

· Цели и задачи урока.

· Готовность к уроку:

Ø Санитарно-гигиеническое состояние кабинета и доски;

Ø Наличие наглядных пособий и ТСО, их использование на уроке;

Ø Состояние рабочих мест учащихся;

Ø Психологическая готовность учащихся к уроку.

Схема записи наблюдения урока

Время

Работа учителя

Работа учащихся

Замечания по ходу урока

1

2

3

4

9. После урока провести беседу с учащимися с целью установления:

· Уяснили ли они новый материал;

· Были ли затруднения с его освоением и какие;

· Что вызвало интерес школьников на уроке.

10. Дать оценку содержания урока по следующим параметрам:

· Соответствие содержания требованиям программы;

· Логика подачи материала;

· Соответствие содержания основным задачам урока;

· Степень воздействия содержания на развитие познавательных интересов учащихся, их чувства и волю;

· Воспитательная направленность содержания.

11. Проанализировать серию уроков и изучить работу учителя на них, ориентируясь на следующий план. Выработать соответствующие предложения учителям по совершенствованию их работы на уроке.

План наблюдения урока и изучения работы учителя

1. Цель, задачи урока, их реализация (методы, приёмы и средства обучения, используемые учителем, их эффективность);

2. Структура урока;

3. Способы активизации внешней и внутренней учебной деятельности учащихся;

4. Сочетание различных методов обучения;

5. Оригинальные методические приёмы, используемые учителем;

6. Сменяемость видов учебно-познавательной деятельности обучающихся, её оправданность;

7. Воспитательные аспекты урока, пути их реализации (содержание, организация учебной деятельности, воздействие на эмоционально-волевую сферу и пр.);

8. Индивидуальный подход к учащимся (на каких этапах урока присутствует, как организуется);

9. Организация дифференцированного подхода на уроке;

10. Работа учителя с домашним заданием (организация проверки выполненного домашнего задания):

· на каком этапе урока даётся домашнее задание, насколько удачен выбор времени для него;

· характер домашнего задания по форме и содержанию, согласуется ли оно с изучением нового материала и его закреплением, насколько обстоятельно учитель комментирует домашнее задание;

· объём домашнего задания (установить из бесед с сильным и слабым учеником, сколько времени потребует выполнение этого задания, проделать это же задание самому студенту-практиканту и зафиксировать время потраченное на его выполнение, определить укладывается ли время, обходимое на выполнение домашнего задания в требования СанПиН);

· учёт учителем интересов и склонностей учащихся при определении характера домашней работы, дифференцированный подход к заданию в зависимости от уровня обученности учащихся;

· творческий характер заданий: наблюдения, опыты, решение задач несколькими способами, чтение дополнительной литературы, самостоятельность выводов (на основании сравнений, измерений и т. п.), дифференциация заданий в соответствии с особенностями учения (в том числе и с учётом состояния его здоровья), правом выбора и т. д.;

11. Мера самостоятельной работы учащихся на уроке (на каких этапах урока и, как организована; осуществляется ли её дифференциация, если да, то, на каких принципах она основана);

12. Сочетание теоретической и практической работы учителя и учащихся;

13. Использование ТСО (каких, на каких этапах урока, методы активизации познавательной деятельности школьников, соблюдение санитарно-гигиенических норм);

14. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся (виды и типы), учёт и контроль их учебной деятельности, организация самоконтроля учащихся, комментирование отметок;

15. Отношения в системе «учитель-ученик» на уроке.

12. Посетив несколько уроков у одного и того же учителя, проанализировать, как реализуется принцип единства обучения и воспитания в структуре урока, ориентируясь на следующие параметры:

Ø Закономерности развития природы, общества, мышления, познаваемости мира;

Ø Связь теории с практикой;

Ø Ориентация на использование полученных знаний в будущей профессии;

Ø Ознакомление учащихся с последними достижениями науки и пр.

· Методы обучения:

Ø Развития мышления учащихся, их самостоятельности и активности;

Ø Формирование качеств творческой личности;

Ø Отбор методов обучения;

Ø Применение методов обучения для решения конкретных дидактических задач;

Ø Использование методов, стимулирующих познавательную активность учащихся;

Ø Обретение умений и навыков самостоятельной работы.

· Методы проверки и оценки знаний:

Ø Формирование ответственного отношения к учению, потребности в самоконтроле;

Ø Использование методики взаимоконтроля и индивидуализации учёта знаний;

Ø Комментирование ответов и письменных работ учащихся.

· Организационные формы обучения:

Ø Их чёткость;

Ø Следование разработанному плану и педагогическая обоснованность отступлений от него;

Ø Соблюдение основных требований дидактики к рациональному использованию времени урока.

· Степень активности учащихся на уроке:

Ø Вовлечение их в самостоятельную работу;

Ø Пробуждение интереса к изучаемому материалу;

Ø Формирование самооценки учащихся.

· Роль учителя:

Ø Его отношение к преподаваемому предмету, к своей профессии;

Ø Мастерство педагога;

Ø Умение вовлечь учащихся в активный мыслительный процесс;

Ø Поддержать пробудившуюся тягу к знаниям и т. д.

13. На ряде уроков провести наблюдение за отношением учителя к слабоуспевающему ученику. Установите, не наблюдается ли следующий стереотип:

· Учитель даёт ему меньше времени на обдумывание ответа;

· Если услышит неверный ответ, не повторит вопроса, не подскажет, спрашивает другого или отвечает сам;

· Иногда «либеральничает» (положительно оценивает неверный ответ);

· Чаще, чем сильных учеников, ругает за неправильный ответ;

· Реже, чем их, хвалит за правильный ответ;

· Реже ему улыбается, не смотрит в глаза;

· Реже вызывает. Иногда вообще не работает с ним на уроке.

14. Проанализировать одно из воспитательных дел школы или класса с целью отработки умений планирования и анализа внеклассного воспитательного мероприятия, осмысления его эффективности, поиска своего профессионального почерка в воспитательной деятельности. Для удобства выполнения задания предлагается опираться на примерную схему анализа внеклассного мероприятия.

Примерная схема анализа внеклассного мероприятия

1. Общие сведения:

· Дата проведения мероприятия, его тема, участники (класс, кружок, школьный коллектив учащихся и т. д.), кто проводит;

· Чем обусловлен выбор темы (классными / школьными традициями, системой воспитательной работы класса / школы, возрастными особенностями учащихся и пр.);

· Воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия;

· Форма внеклассного мероприятия (сообщение учащихся, диспут, беседа, викторина, коллективное творческое дело (КТД), устный журнал, классный час и т. п.), целесообразность её избрания;

· План или сценарий воспитательного мероприятия.

2. Анализ подготовки мероприятия:

· Кто является инициатором проведения мероприятия (педагог, сами учащиеся, родители и т. д.) и как оно готовилось;

· Учёт интересов школьников при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность, инициатива школьников;

· Формирование новых понятий и представлений в ходе подготовки и проведения занятия.

3. Анализ хода мероприятия:

· Насколько убедительно, чётко, эмоционально раскрыты перед школьниками цели и задачи мероприятия;

· Какие знания, умения и навыки приобрели учащиеся, их увлечённость ходом мероприятия;

· Результативность мероприятия (овладели ли ученики новыми знаниями, умениями и навыками, изменились ли их личностные качества и межличностные отношения; в чём выразились успехи и какие обнаружились неудачи и ошибки).

4. Общая оценка мероприятия:

· Степень достижения поставленных целей и задач;

· Причины успехов, неудач и ошибок;

· Значение мероприятия для совершенствования межличностных отношений в коллективе, пробуждения интереса к вопросам, которым было посвящено проведённое мероприятие;

· Методические ошибки и недочеты, снизившие эффективность мероприятия, возможные способы их устранения;

· Выводы и предложения по состоянию и развитию уровня воспитанности школьников и воспитательной работы с ними.

15. Составить конспект внеклассного воспитательного мероприятия, используя приведённую схему:

Схема конспекта внеклассного воспитательного мероприятия

· Краткая психолого-педагогическая характеристика определённой возрастной группы детского коллектива;

· Место и значение мероприятия в общей системе воспитательной работы с данным коллективом;

· Обоснование избранной темы и формы воспитательного мероприятия;

· Воспитательно-образовательные и развивающие цели и задачи планируемого мероприятия ;

· Организация подготовки;

· Методика проведения;

· Оборудование (наглядность, ТСО, оформление, костюмы и пр.);

· Литература (для педагога-воспитателя и учащихся).

16. Вместе с детьми отобрать одну из форм внеклассной работы, разработать её содержание и методику проведения, предоставить по результатам проведённого мероприятия его конспект и анализ. Для облегчения отбора возможных вариантов форм внеклассной работы, ниже предлагается примерный их перечень.

Примерный перечень форм внеклассной работы с учащимися

· 60 минут интересной информации;

· Урок исправления ошибок (имеются в виду ошибки в этических нормах и правилах поведения. Разыграть сцену с ошибками, предложив зрителям их выделить и объяснить, затем переиграть её, исправив ошибки);

· В стране «Вообразили» (конкурс фантастических проектов и идей);

· Интервью с интересным человеком;

· Действующая выставка любимых игр и игрушек;

· Снежная фантазия (конкурс на лепку фигур);

· Творческий калейдоскоп;

· Поэтический турнир;

· Конкурс буриме;

· Это вы можете (творческий марафон);

· Путешествие в прошлое;

· Час экспромтов;

· Встреча с посланцами внеземной цивилизации;

· Игра «Мудрейшие»;

· Игра «Русская ярмарка»;

· «День моды»;

· Игра «Что? Где? Когда?»;

· Игра «Устами школьника»;

· Расскажи мне обо мне;

· Арбузник;

· Концерт «Ромашка»;

· Конкурс КВГ (Кто во что горазд);

· Старая сказка на новый лад;

· Конкурс живых газет;

· Конкурс мультфильмов;

· Викторина «За страницами школьного учебника»

· «Рыцарский турнир» и т. д.

17. Группе студентов-практикантов подготовить и провести одну из сложных форм внеклассной работы с учащимися по методике КТД /коллективных творческих дел/:

· Викторину «Что? Где? Когда?»;

· Литературно-художественный аукцион;

· «Турнир знатоков» (этикета, науки, искусства, умельцев и пр.);

· презентацию любимых книг;

· театральную постановку;

· литературно-музыкальную композицию;

· представление театральных жанров и др.

Организация КТД включает в себя следующие этапы:

1-й этап: коллективное целеполагание . Участники определяют тему, цели, задачи предстоящей деятельности, определяют перспективные линии, которые могут стимулировать продвижение дела. Педагогический смысл этапа: выработать у участников убеждение в общественной значимости и необходимости предстоящего дела, вызвать общее увлечение им.

2-й этап: коллективное планирование. Обсуждение различных предложений, вариантов плана, конкурс на лучшую разработку плана, определение оптимального для данных условий варианта, подбор материалов, составление вопросов-заданий.

3-й этап: коллективная подготовка дела. Распределение поручений между участниками дела, определение заданий микрогруппам, выбор ответственных, проведение анкеты, организация контроля за выполнением заданий и необходимых репетиций.

4-й этап: проведение дела. Конференция, деловая игра , диспут и пр. Содержание и методика проведении дела зависят от его формы, цели и задач, а также от возраста воспитанников.

5-й этап: коллективный анализ. Обсуждение следующих вопросов: что удалось, что не получилось и почему, чему научились, что надо учесть в будущей работе.

18. Изучить опыт работы классного руководителя с родителями. С этой целью:

1. В беседе с ним выяснить следующие вопросы:

· считает ли работу с родителями обязательной и необходимой частью своих должностных обязанностей;

· в чём видит смысл работы с родителями;

· какие формы и методы работы с родителями использует;

· привлекает ли родителей к осуществлению воспитательной работы с классом;

· ведётся ли психолого-педагогическое просвещение родителей, какие формы, методы и приёмы для этого используются;

· какая помощь оказывается многодетным семьям в воспитании детей;

· как классный руководитель работает с семьями, не обеспечивающими воспитания;

· как часто собирается родительский комитет, какие вопросы он решает, имеет ли он возможность влиять на «трудных» родителей;

· в чём видит трудности в работе с родителями и как их разрешает.

2. По возможности посетить и провести наблюдение за ходом родительского собрания, собирая материал для ответа на следующие вопросы:

· число родителей, присутствовавших на собрании, их отношение к численности класса (все, большинство, меньшинство, малая часть);

· проблемы, которые учитель поставил перед родителями;

· заинтересованность родителей на собрании, их активность;

· стиль взаимоотношений учителя с родителями и родителей друг с другом;

· формы и методы работы учителя с родителями.

19. Посетив несколько уроков других студентов, определите, к какой модели можно отнести их общение с детьми:

· Педагог возвышается над классом, «парит» в мире знаний, он отстранён от обучающихся, которых рассматривает в качестве объекта своей деятельности. Он мало интересуется учениками, контакта с классом нет, учащиеся пассивны и безынициативны.

· На лицо дистанция – педагог подчёркивает своё превосходство, не обучает, а только сообщает информацию; сотрудничества между ним и обучающимися нет; отношения снисходительно-покровительственные, обратная связь отсутствует. На уроке царит равнодушие.

· Строит отношения избирательно: либо с сильными, либо со слабыми.

· Слышит только себя, поглощен своими мыслями, не чувствует партнёра.

· Действует по плану, не обращая внимания на изменившиеся обстоятельства, но то, что спланировано, не всегда осуществимо.

· Учитель – инициатор процесса, пресекает инициативу учащихся.

· Учитель мучается сомнениями, копается в себе: правильно ли его понимают.

· Преобладают дружеские характеристики.

· Учитель тактичен, искренен, заинтересован в успехе учеников, он открыт для общения, поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.

20. Проведите самооценку сформированности умения анализировать урок, отвечая на следующие вопросы:

· Умеете ли Вы ставить цели и задачи при анализе урока?

· Помогает ли Вам данный вид аналитической деятельности оптимально строить стратегию последующих действий, вносить коррективы в свой опыт?

· Что вызывает у Вас трудности при анализе урока:

Ø Наблюдение;

Ø Осмысление;

Ø Фиксация;

Ø Оценка сценария урока

· Умеете ли Вы оценить урок как целостное явление и одновременно видеть его многоаспектность, т. е. уровень решения образовательных, воспитательных, развивающих задач?

· На чём Вы концентрируете внимание, анализируя урок:

Ø На подаче нового материала;

Ø На работе учащихся;

Ø На поддержании рабочей дисциплины;

Ø На соблюдении хронометрических параметров урока

· Проводите Вы анализ урока поэтапно (опрос, изложение нового материала, закрепление и т. д.) или на основе непосредственного содержания действий учителя и учащихся?

Напишите о наиболее актуальных для Вас проблемах, с которыми пришлось столкнуться в ходе практики (IV курс).

1. Из этих проблем выберите наиболее значимую для Вас и подробно опишите ситуацию, в которой эта проблема возникла. Эта проблема не обязательно должна представлять собой явный конфликт, она может возникнуть как на уроке, так и во внеучебной деятельности, в межличностном взаимодействии с учеником, учителем, родителем ученика, классом и т. д. В описании ситуации сформулируйте предположения о причинах, вызвавших данную проблему, охарактеризуйте действия учителя по разрешению проблемы и реакцию на них учащихся, выскажите мнение об эффективности предпринятых действий, дайте прогноз дальнейшего развития ситуации, сформулируйте выводы.

2. Выберите одного из «проблемных» (в аспекте дисциплины и/или успеваемости) учащихся, проведите психолого-педагогическую диагностику для выявления причин девиантного поведения или низкой успеваемости, разработайте план организации его педагогического сопровождения и предпримите попытку его реализации. Представьте результат рефлексивного осмысления проведенной работы с данным учащимся.

3. Разработайте презентацию по практике, в которой укажите цели, задачи и этапы прохождения практики, анализ степени достижения поставленной цели и решения задач, отразите ключевые моменты практики, сформулируйте выводы.

Отчётные материалы о выполнении заданий практики по педагогике

1. Общие сведения :

· Фамилия, имя, отчество студента;

· Факультет, курс, группа;

· Место прохождения педагогической практики (краткие общие сведения о школе – см. раздел «Содержание работы студентов в период педагогической практики», пункт 1-й);

· Класс, с которым работал студент, (краткая записка о состоянии учебно-воспитательной работы в классе. уровне развития и состоянии здоровья учащихся, характере их взаимоотношений с учителями, педагогами дополнительного образования и воспитателями). Содержание записки подтверждается собранными в приложении материалами наблюдений и изучения данных вопросов ;

· Сроки прохождения практики.

2. Индивидуальный план работы студента (указываются ФИО) в период педагогической практики и понедельные планы-сетки (см. раздел «Содержание работы студентов в период педагогической практики», пункт 3-й). Планы подтверждаются отметками о выполнении намеченного, и заверяется руководителем практики:

· План выполнен полностью;

· План выполнен частично (указать, что не выполнено и по какой причине);

· План не выполнен (указать причину невыполнения и отметить, какая же работа была проведена за время педпрактики).

3. Справка о проведении учебной работы в период педагогической практики, в которой указывается:

· Общее количество посещенных уроков, из них

Ø По предмету специальности студента, в том числе у других студентов;

Ø По другим предметам в своём классе. (Прилагаются материалы выполнения предложенных преподавателем педагогики заданий по дидактике - см. раздел «Примерные задания, предлагаемые студентам во время практики» №№ 8-13).

· Общее количество самостоятельно проведённых уроков, в том числе с использованием различных ТСО;

· Освоение ТСО в период педагогической практики

Тема урока или внеурочного занятия

Применяемые ТСО

Этапы урока или внеурочного занятия

Решаемые дидактические задачи

Эффективность решения дидактических задач (по качественному состоянию выполнения учащимися соответствующих учебных заданий)

· Перечень изученных за время практики учебных программ, планов, учебных, учебно-методических и методических пособий по предмету преподавания.

Краткие педагогические выводы, сделанные на основании изучения.

· Работа в учебном кабинете с дидактическими материалами и наглядными пособиями:

Ø Какая работа проводилась в учебном кабинете (оформление методических стендов, систематизация дидактических материалов, составление картотеки кабинетной литературы и т. п.);

Ø Изготовление, ремонт или систематизация наглядных пособий с привлечением учащихся: плакаты, диаграммы и графики, схемы, макеты, модели, рисованные фильмы по предмету и т. п.;

Ø Подбор, систематизация и изготовление дидактических материалов: карточки индивидуальных заданий по различным темам; кроссворды; текстовые подборки; нестандартные задачи; проблемные задания; примерные темы сочинений, рефератов, проектов и пр.

· Конспект одного своего урока и его самоанализ;

· Анализ одного из уроков студентов.

Урок по _________________ в ___ классе ___ ГОУ СОШ № _____

студента(ки) _______________, курса ___, ф-та __________ ГОУ ВПО МГПУ дата проведения ______________.

· Тема урока;

· Цель и задачи урока;

· Структура урока;

· Оборудование урока (наглядность, доска, записи, которые будут сделаны в тетрадях учащихся, ТСО);

· Использованная литература.

Примерная схема общедидактического анализа урока

1. Подготовка учителя и ученика к уроку:

· Наличие у учителя плана урока и его качество (определены ли цель и задачи урока, как они решаются в течение урока, всё ли план предусматривает, правильно ли распределено время по отдельным видам работы, как раскрыта связь данного урока с предыдущим, в какой мере соблюдены логическая связь и последовательность всех частей урока);

· Подготовлен ли своевременно весь необходимый материал;

· Готовы ли учащиеся к уроку (наличие у них необходимых учебных пособий , тетрадей, карт, ручек, карандашей и т. п.);

· Удовлетворение требованиям СанПиН к организации обучения (обеспечение чистоты в классе, состояние классной доски и освещённости, соблюдение воздушно-температурного режима, соответствие размещения учащихся в классе состоянию их здоровья, контроль за рабочей позой учащихся, способы поддержания работоспособности обучающихся).

2. Содержание урока:

· Ясность цели данного урока, способы доведения её до сознания учащихся;

· Научность изложения учебного материала, правильность и точность сообщаемых данных, обобщений, выводов;

· Логическая стройность, систематичность и последовательность раскрытия темы;

· Связь с современностью, показ учащимся конкретных примеров взаимосвязи теории и практики;

· Соответствие учебного материала возрастным особенностям обучающихся;

· Соответствие содержания урока на поставленным воспитательным задачам, какие чувства и интересы у учеников оно возбуждает;

· Развивающие аспекты отобранного на урок учебного материала, их соответствие поставленной развивающей задаче.

3. Методы обучения:

· Организация опроса и повторения ранее пройденного на уроке:

− Направлены ли поставленные вопросы на проверку базовых знаний;

− Стимулирует ли постановка вопросов учеников к самостоятельному размышлению и творческой работе;

− Способы привлечения внимания и заинтересованности учащихся к ответам одноклассников во время опроса;

− Логическая последовательность выдвигаемых вопросов и заданий;

− Способствует ли опрос лучшему пониманию и закреплению учебного материала.

· Методы, применяемые учителем для сообщения новых знаний, их соответствие целям и задачам урока, содержанию учебного материала, возрастным особенностям школьников;

· Какие виды и формы познавательной деятельности обучающихся использовались на различных этапах урока, частота их смены и способы активизации познавательной деятельности;

· Приёмы проверки и закрепления вновь приобретённых знаний, их педагогическая целесообразность и соответствие дидактическим и методическим требованиям, санитарно-гигиеническим нормам;

· Использование наглядности на уроке:

− Соблюдается ли мера в использовании наглядности;

− Соответствует ли применение наглядности дидактическим правилам её использования;

− Удовлетворяют ли используемые средств наглядности требованиям эстетического воспитания личности.

· ТСО на уроке:

− На каких этапах урока и, с какой целью используется;

− Как влияет на состояние познавательной деятельности учащихся: обеспечивает ли облегчение осмысления и усвоения учебного материала; стимулирует ли познавательную активность школьников;

− Соблюдаются ли требования СанПиН к использованию ТСО в процессе обучения.

· Самостоятельная работа учащихся на уроке, её связь с содержанием урока, использование учебника в организации самостоятельной работы, объём времени урока, занимаемый самостоятельной работой школьников.

· Дифференциация и индивидуализация обучения на уроке: методы и приёмы организации, этапы урока, цели и задачи осуществления, эффективность их решения.

· Задание на дом:

− Объём задания (соответствие требованиям СанПиН по временным затратам на выполнение заданного);

− Характер задание (репродуктивное или творческое; письменное или устное; единое для всех или дифференцированное; обязательное или по выбору и т. п.);

− Инструктаж учителя о порядке его выполнения;

− На каком этапе уроке дано домашнее задание, как это сделано.

4. Поведение учащихся на уроке:

· Интерес к содержанию урока и его понимание;

· Активность учащихся на уроке: наличие у них вопросов к учителю и их содержание;

· Дисциплина и способы её поддержания.

5. Поведение учителя на уроке:

· Умение владеть классом, контакт с учащимися, последовательность в выполнении предъявляемых к ним требований;

· Педагогический такт (доброжелательное отношение к учащимся, уважение к их достоинству и т. д.);

· Речь учителя, её логичность, доказательность, чёткость, грамотность, образность, эмоциональность, темп и пр.;

· Мимика, жесты, пантомимика, их выразительность и педагогическая целесообразность;

· Естественность поведения и свобода перемещения, зависимость учителя от конспекта;

· Руководящая роль учителя на уроке, способы её осуществления.

6. Результаты урока:

· Достигнуты ли цели и задачи урока, выполнен ли намеченный план;

· Какие задачи урока не удалось решить и почему, что не получилось выполнить и каковы причины этого;

· Качество знаний учащихся:

− Их глубина и прочность;

− Усвоена ли основная идея урока;

− Умеют ли учащиеся правильно отвечать на вопросы «почему?», «каким образом?», «что из этого следует?»;

− Какие выводы умеют делать ученики из учебного материала урока;

− Какая часть урока лучше запечатлелась в их памяти, чем это можно объяснить.

· Воспитательное и развивающее значение урока.

· Возможности проведения урока по данной теме другими, наиболее рациональными способами.

4. Справка о проведение внеклассной работы с учащимися :

· Формы внеклассной работы, в которых практикант принимал участие

Формы воспитательной работы, в которых участвовал студент во время практики

Общешкольные дела

Внеклассная работа по предмету

Внеклассная работа с классом

Тема дела

Форма проведения

Вид участия

Тема дела

Форма проведения

Вид участия

Тема дела

Форма проведения

Вид участия

· Анализ внеклассного мероприятия сокурсника (см. схему анализа);

· Сценарий своего внеклассного мероприятия (см.схему конспекта внеклассного воспитательного мероприятия);

· Самоанализ проведённого студентом внеклассного мероприятия (даётся самоанализ того мероприятия, сценарий которого он представляет);

· Знакомство с работой классного руководителя


Функционал классного руководителя

Характеристика плана воспитательной работы классного. руководителя.

Задачи воспитательной работы с классом

Работа с классом

Взаимодействие с учителями и педагогами, работающими с классом

Работа с родителями и семьями учащихся

Индивидуальная работа с учащимися

студента — практиканта
____группы ___ курса
факультета Технологии и Предпринимательства
_______________________________

проходящего педагогическую практику в
___________________________________
в период с ___________ по ___________

С _______— ___ года по _______— ____года я проходил практику в ____________________________.

1. Отчет по педагогической практике — выполнение плана

В ходе педагогической практики я познакомился с направлениями воспитательной работы школы и организацией педагогического процесса в современных условиях.

Как учитель закрепил и углубил теоретические знания, полученные в ходе психолого-педагогических и специальных дисциплин. Овладел содержанием, формами и методами воспитательной работы по предмету и в коллективе, классе, умениями и навыками анализа организации содержания и результатов педагогического процесса.

Усвоил методы и приёмы планирования деятельности учителя.

В ходе практики совершенствовал такие профессиональные умения как: изучение личности ученика, его возрастных и индивидуальных особенностей, изучение классного коллектива, изучение особенностей классного руководителя, коллектива и воспитательной работы, с учётом индивидуальных и групповых особенностей учащихся класса.

Также учился планировать содержание и методы по руководству учебной и внеклассной воспитательной деятельности школьников; организацию, ход и результат деятельности классного руководителя и учителя по специальности своей педагогической деятельности.

За период прохождения педагогической практики я считаю, что план я выполнил. Были некоторые отклонения плана в посещениях уроков, но это время я тратил на подготовку к проведению уроков и классных часов.

Так же я тратил время на помощь учителю технологии в подготовке материала для уроков, оказывал помощь в проведении классных часов, помощь в проведении других общешкольных мероприятий по заданиям педагога организатора и зам. директора по воспитательной работе.

2. Количество посещённых занятий, их обсуждений

3. Отчет по педагогической практике — основные результаты посещений

Посещая уроки, я наблюдал за учениками, их поведением и отношениями в классе. Наблюдал, как дети готовятся к урокам, выполняют домашнее задание, работают на уроке, в каких отношениях с учителями, как учителя относятся к ученикам.

Пронаблюдать какие методы применяют учителя в обучении учащихся на уроках. Всё это позволило мне сделать выводы об отношениях в классе между учениками, в общем, и отношении каждого ученика к учёбе и классу.

Посещая внеклассные мероприятия, я так же наблюдал за учениками и их поведением. Это мне позволило сделать выводы о поведении учеников во внеурочное время. На родительском собрании я познакомился с родителями учеников, побеседовал с некоторыми, составив представление о семейном положении и об отношениях в семье.

Посещая кружок «Умелые руки» я посмотрел, какие изделия изготовляют дети на кружке. Беседовал с детьми об их работе, и подсказывал правильность выполнения операций.

Проведя внеклассные мероприятия, я смог составить общую картину о работе школы, о своих учениках.

4. Отчет по педагогической практике — основные дидактические задачи

Задачи, решаемые в период педпрактики, полученные результаты

В период прохождения практики я ставил перед собой следующие задачи:

  1. Познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в школе.
  2. Познакомиться с особенностями работы учителей.
  3. Освоить педагогические формы взаимодействия с учениками.
  4. Применить приобретённые знания на практике.
  5. Научиться планировать и анализировать свою деятельность.
  6. Овладеть навыками грамотно, понятно и логически верно преподносить новый материал.
  7. Ознакомиться с опытом учителей и перенять наиболее эффективные приёмы и методы обучения.
  8. Получить навыки индивидуальной работы с учащимися.
  9. Научиться планировать работу классного руководителя, выполнять все его функции.

Я считаю, что за период прохождения педпрактики все поставленные мной задачи я выполнил.

5. Какие уроки проходили более удачно и почему?

Каковы были затруднения в урочной работе и их причины?

В ходе проведения уроков я сталкивался с затруднениями на первых занятиях из–за того, что я не знал учащихся по именам, их индивидуальных особенностей личности, их индивидуальных возможностей и знаний.

Так же были затруднения из-за моего небольшого волнения, я иногда сбивалася в ходе рассказа. В начале всех первых уроков были затруднения с дисциплиной учащихся, но по ходу урока эти затруднения решались, так как ближе познакомившись, мы с учениками находили общий язык.

Последующие уроки прошли отлично. Я, уже знал нарушителей дисциплины, пресекал их нарушения. Знал имена учеников и их отношение к предмету, знание предмета, способности учеников, что облегчило мне общение с ними и распределение индивидуальных заданий.

6. Какие изготовлены наглядные пособия

Были изготовлены технологические карты, плакаты, сигнальные карточки, самостоятельные работы, контрольные работы, тесты.

7. Отчет по педагогической практике — внеурочная работа — анализ

За время прохождения практики мной было организовано и проведено одно внеклассное мероприятие по технологии: «Своя игра». Были проведены классные часы на темы: «Языковой паспорт говорящего», «Мир профессий», «День матери». Конкурс «Милая снегурочка».

Классный час на тему: «Мир профессий»

  • Оказание помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии.
  • Воспитание профессионально-правовой культуры личности старшеклассника.
  • Воспитание гражданской позиции школьников.

Анализ проведенного мероприятия

Тема, как мне кажется, актуальна во все времена, так как восьмиклассники уже задумываются над тем, куда пойти учиться и кем быть.

На мой взгляд, проведенное мероприятие помогло ребятам более точно определиться с выбором дальнейшей профессии. Они активно участвовали, подбирали материал, высказывали охотно свое мнение по поводу данной работы.

Поэтому эта тема актуальна и ценна с образовательной точки зрения для учеников старшего звена. Данное мероприятие содержит не так много материала для нравственного становления учащихся, для лучшего понимания вопросов морали, что, несомненно, является доминирующим направлением их развития на данном возрастном этапе.

Но зато исторические факты, освещаемые данным мероприятием, очень полезны для расширения общего кругозора учащихся, т.к. этот вопрос почти не рассматривается в школьном курсе истории. В процессе подготовки содержится много возможностей для творческого проявления личности каждого ученика, для сплочения коллектива и развития его самостоятельности и активности, что очень важно для данного коллектива.

Дисциплина в продолжение всего мероприятия была хорошая.

В процессе подготовки и проведения мероприятия детьми овладел дух соревнования: кто лучше представит свою профессию.

Цель мероприятия достигнута. Его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность заключается в том, что ребята действительно еще больше сплотились в ходе проведения и, особенно, подготовки мероприятия, узнали много нового, многому научились в совместной работе.

При подготовке и проведении мероприятия невысокая активность некоторых учащихся несколько снизила воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым.

Я думаю, что в будущем подобные мероприятия также будут вызывать интерес и инициативу у ребят данного класса, поэтому я бы посоветовал классному руководителю проводить такие мероприятия в дальнейшем.

Так же я оказал помощь классному руководителю во внеклассном мероприятии, посвященном Дню матери. Необычность его проведения в том, что все ребята принимали в нем участие, желающие заняли роли ведущих, остальные вмести со своими родителями охотно приняли участие в игре. Всех ребят наградили памятными подарками.

Мною было проведено внеклассное мероприятие по предмету «Своя игра»

Цель работы: активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

  1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.).
  2. Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
  3. Расширение кругозора.
  4. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе мероприятия, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
  5. Совершенствование сочетания индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

На мой взгляд, все получилось удачно, не зря мы вместе с ребятами к нему так тщательно готовились, оформляли зал. Все участвовали с большим желанием.

Цель достигнута, задачи решены. Отчет по педагогической практике составлен

8. Какая проводилась научно исследовательская работа?

Во время педагогической практики я провел исследование здорово сберегающих особенностей организации и проведения занятий по проектированию и изготовлению устройств для профилактики заболеваний школьников в условиях школьной мастерской.

9. Участие в других видах работы

Во время проведения в школе вечеров я помогал дежурить на вечерах.

10. Отчет по педагогической практике — общие выводы

За время прохождения практики я попробовал себя в качестве учителя технологии. Пытался проводить уроки что, по словам учителя и собственного самоанализа, получалось не плохо, хотя мне ещё нужно набраться опыта и немного смелости.

Также мне нужно поработать над применением эффективных методов обучения учащихся. Это заключается в том, что у школы не хватает средств на приобретение материалов и оформление кабинетов. Внеклассная работа с классом прошла отлично. Все проведённые внеклассные мероприятия прошли как бы «на одном дыхании». Мне удалось найти подход к классу, и дети слушались и выполняли все мои поручения.

Я заметил в них один недостаток: после уроков все спешат домой. Но когда начинаешь проводить мероприятие, эта проблема отпадает сама собой и уже не слышно выкриков «Хочу домой».

Предложение вузу по педпрактике: сделать практику более продолжительной и уменьшить объём отчётности по практике. Заполнение большого количества дневников мешает, отвлекает от учебного процесса и внеклассной работы.

Но в целом пожелать хочется творческих успехов всем!

0

ОТЧЕТ

по педагогической практике

Введение. 3

  1. Организация образовательного процесса. 4

Информационная справка о школе. 4

Характеристика внеурочной воспитательной работы школы.. 6

Образование и воспитание в среднем звене 5-9 классы.. 7

  1. Психолого-педагогические особенности учебного коллектива 11
  2. Проведение различных форм воспитательной деятельности. 12

Заключение. 13

Список использованных источников. 15

Приложение 1. Сценарий внеклассного мероприятия. 15

Приложение 2. Конспекты уроков. 16

Введение

Педагогическая практика проходила на базе МОБУ «Лицей №3» с 4 сентября по 13 октября 2012 года. Директором лицея являлась Игнатьева Т.А. Руководителем практики от образовательного учреждения была Иштерякова Р.Х. - учитель химии высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Российской Федерации.

Передо мной были поставлены следующие задачи:

Воспитать в себе любовь и уважение к профессии преподавателя;

Приобщиться к непосредственной практической деятельности, сформировать у себя профессиональные умения и навыки, необходимые для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоения современных технологий обучения и воспитания;

Установить и укрепить связь теоретических знаний, полученных мной при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин, с практикой;

Ознакомиться с современным состоянием образовательного процесса в учебно-воспитательном учреждении, с передовым педагогическим опытом, оказать помощь в решении задач обучения и воспитания учащихся;

Изучить индивидуальные и возрастные особенности учащихся;

Выработать у себя творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности, приобрести навык анализа результатов своего труда, сформировать потребность в самообразовании и научно-педагогической деятельности;

Научиться составлять планы и конспекты уроков, самостоятельно заниматься календарно-тематическим планированием.

Главная цель педагогической практики состояла в овладении основными функциями педагогической деятельности учителя, становлении и развитии педагогической компетентности, формировании профес-сиональных качеств личности учителя.

Основные функции педагогической деятельности учителя следующие: конструктивная, мобилизационная, организаторская, коммуникативная, информационная, ориентационная, развивающая и исследовательская.

1. Организация образовательного процесса

Информационная справка о школе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей № 3» зарегистрировано по юридическому адресу: Лицей №3 - первое в городе общеобразовательное учреждение начавшее работать в экспериментальном режиме. Лицей был открыт на базе средней школы № 43, основанной в 1977 году. С сентября 1991 года школьный коллектив начал работать по экспериментальной программе дифференцированного обучения, школа стала экспериментальной. С 12.09.95г. - получила официальный статус «Школа - лицей №43», с 15.09.97г. является МОБУ «Лицей №3».

Лицей №3 - социокультурный центр микрорайона, в его окружении находятся 4 детских сада, 3 домовых клуба, станция юных техников, юридический и архитектурный факультеты, ДК «Россия», спортивный комплекс «Прогресс», плавательный бассейн «Пингвин», театр кукол «Пьеро», конно-спортивная база, больница имени Пирогова, шахматный клуб «Ладья», кинотеатр «Сокол». Лицей, активно используя всю инфрастуктуру микрорайона, создает условия для формирования интеллектуальной, конкурентоспособной и творческой личности.

Лицей №3 - инновационное, конкурентоспособное, повышенного уровня учреждение, осуществляющее принцип непрерывного образования.

Лицей №3 - это единое сообщество учителей, учащихся, родителей и выпускников, с устоявшимися традициями, высоким профессиональным имиджем, развитой корпоративной культурой, собственной символикой атрибутикой и ритуалами.

Лицей №3 - школа с многолетним, устоявшимся и продуктивным сотрудничеством с ВУЗами города. Образовательная деятельность лицея тесно связана с высшими учебными заведениями города: , С лицеем сотрудничают 6 докторов наук, 28 кандидатов наук.

Лицей №3 - дважды Лауреат Всероссийского конкурса воспитательных систем (2000г, 2006г). Воспитательная работа лицея ведется по программе «Создаем себя». Организуют работу объединения: «Интеллект», «Отечество», «Красота», «Здоровье», «Природа», «Труд» и «Дом», которые имеют свою структуру. Неотъемлемой составной частью воспитательного процесса лицея являются традиции.

Лицей №3 - школьный дом в главе с детскими ученическими органами самоуправления. В лицее работают: детское патриотическое объединение «Родимцевец», детские органы самоуправления: «Альтернативная администрация», «Лидер», «ШКИД», в организацию деятельности которых положена методика КТД.

Лицей №3 - особая воспитательная среда, сформированная в результате интеграции основного и дополнительного образования. На базе лицея открыто более 30 кружков от ДТиМ, СТДТ Промышленного района, ЦДТ Дзержинского района, центра «Славяне», ДЮСШ, станции туризма и краеведения.

Лицей №3 - первый лицей в городе, реализующий программу профильного обучения в зависимости от потребностей учащихся и родителей. С 1991 года профили лицея формируются в зависимости от социального заказа. На данный момент обучение ведется по четырем направлениям: физико-математическому, социально-экономическому, химико-биологическому.

Лицей №3 - стартовая площадка научно-исследовательской работы учащихся. 60% учеников 9-11 классов занимаются данным направлением. В лицее проведено 14 научно-практических конференций, в которых приняло участие 4150 учеников, написано 1150 научных работ, из них: 57 учеников стали Лауреатами городских конференций; 135 учеников - дипломантами региональных и городских научно-практических конференций; 32 человека - Лауреаты всероссийских конференций; 162 человека - Лауреаты Обнинской научно-практической конференции; 15 человек - Лауреаты именных премий за достижения в различных областях; 21 человек - Лауреаты Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги»; 10 человек - призеры городской конференции «Отечество», 2 ученицы - удостоины медали Галуа и одна ученица обладатель 3-х сертификатов на изобретение.

Лицей №3 - инновационная, экспериментальная городская площадка. Лицей является инновационной площадкой допрофильного и профильного обучения муниципального уровня; методической площадкой для учителей биологии, химии, психологии и ОБЖ г. а; ресурсным центром инновационных технологий, базой прохождения студенческой практики кафедр ВУЗов города. В лицее реализуются 34 авторские программы; работает экспериментальная творческая студия изобразительного искусства «Сказки в красках».

Лицей №3 - «Народный лицей». В лицее обучаются без конкурсного отбора дети микрорайона, которые составляют 60% контингента учащихся. Лицей расположен в спальном районе города со стареющим населением. В микрорайоне наблюдается ситуация серьезного демографического спада, но не смотря на это резкого снижения численности обучающихся не происходит.

В Лицее №3 890 учеников. По численности учащихся данное учебное учреждение занимает второе место в Северном округе города а.

Лицей №3 - это высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив.

На данный момент в лицее работает учителей высшей категории, 4 Заслуженных учителя, 5 Почетных работников общего образования, Народного просвещения, 14 учителей обладателей Гранта в рамках реализации национального проекта «Образование», Лауреаты Гранта губернатора и мэра города а, «Лучшая женщина года - 2009» - Чернова Е. И., заместитель директора по УВР Кириллова Е.Н. - Человек года 2011, победитель в номинации «Герой нашего времени» (2011), победитель областного конкурса проектов «Растим патриотов России» (2009), учитель математики Колесникова С.В. - II место в XIII конкурсе профессионального мастерства «Учитель города а 2009», учитель географии Ильина Н.И. - Лауреат премии администрации ской области (2005), лучший учитель города а (2010), Призер областного конкурса министерства образования ской области на лучшего педагога-эколога (2010), дважды победитель ПНПО. 18 учителей, подготовивших призеров Всероссийского молодежного чемпионата по разным предметам (2009-2011). Лицей №3 - первое в городе общеобразовательное учреждение начавшее работать в экспериментальном режиме.

Характеристика внеурочной воспитательной работы школы

Цель воспитательной системы лицея: создание единого воспитательного пространства как условия присвоения личностью общечеловеческих ценностей, развитие ее духовно-нравственного и интеллектуального потенциала, удовлетворение потребности в самореализации.

В соответствии с поставленной целью были выделены задачи:

  1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребёнка;
  2. Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования; лицея и социума; лицея и семьи;
  3. Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в лицее, создание блоков дополнительного образования;
  4. Развитие форм ученического самоуправления;
  5. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, уважения к ценностям демократического общества;
  6. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
  7. Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих сплочению общешкольного коллектива и украшающих его жизнь.

Образование и воспитание в среднем звене 5-9 классы

Цель воспитательной системы : создание единого воспитательного пространства как условия присвоения личностью общечеловеческих ценностей, развитие ее духовно-нравственного и интеллектуального потенциала, удовлетворение потребности в самореализации.

Цель ступени: воспитать члена коллектива, готового к профессиональному самоопределению.

Цель работы классного руководителя: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, через коллектив.

Задачи, стоящие перед классным руководителем, для реализации задач ученика:

  1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода требующего особого педагогического внимания и поддержки.
  2. Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
  3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.
  5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

В МОБУ «Лицей №3» в течение всего учебного года проводится огромное количество всевозможных мероприятий, направленных на всестороннее развитие учащихся. Каждый месяц учебного года проходит под определенным лозунгом. Мероприятия осуществляются по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, , туристско-краеведческое. Каждый месяц проводится работа с родителями учащихся, , , методическая деятельность и административный контроль.

Сентябрь: «Все начинается со школьного звонка»

Октябрь: «Лицеистом быть почетно»

Ноябрь: «Виват, наука!»

Декабрь: «В зимнюю сказку пригласила зима»

Январь: «Наше здоровье - в наших руках»

Февраль: «Помнить, чтобы жить»

Март: «В союзе с красотой»

Апрель: «Живая душа природы»

Май: «Вот и стали мы на год взрослей»

Направление

Деятельность

СЕНТЯБРЬ

«Все начинается со школьного звонка»

Спортивно-оздоровительное

Спортивный праздник «Золотая осень» 2-8кл.

Президентские игры 1-11 кл.

Кросс наций 7-11 кл

Проведение месячника «Осторожно дети» 1-11кл

Научно-познавательное

Ознакомление учащихся с правилами поведения для учащихся и Уставом школы 1-11кл

Проведение классных часов и уроков, посвященных Дню знаний 1-11 кл

Операция «Всеобуч» 1-11 кл

Художественно-эстетическое

Проведение линейки, посвященной Дню знаний 1-11 кл

Праздник Посвящение в первоклассники

Проведение операции «Мир твоих увлечений», набор в кружки и секции 1-11 кл

Военно-патриотическое

Торжественное заседание ДПО 5-11 кл

Военно-патриотическая игра «Зарница» 9-11 кл (в рамках коммунарского сбора)

Создание штаба «Зарница»

Разработка и вручение поисковых заданий по классам

Общественно-полезная (производственная) деятельность

Организация дежурства по школе

Общешкольный субботник

Туристско-краеведческое

Изготовление поделок и природного материала 5-8 кл

Осенние экскурсии

Работа с родителями

Диагностика семей первоклассников, семей вновь прибывших учащихся 1-11 кл

Составление социального паспорта школы

Операция «Подросток»

Рейд «Микрорайон»

Рейд «Материальное положение многодетных семей»

Родительский всеобуч «Роль семьи в воспитании детей»

Выборы родительского актива в совет лицея

Индивидуальные консультации для родителей

Работа с органами ученического самоуправления

Выборы органов ученического самоуправления 1-11 кл

Планирование работы органов ученического самоуправления 1-11 кл

Творческая учеба актива старшеклассников «Коммунарский сбор» 9-11 кл

Творческая учеба актива среднего звена 5-8 кл

Оформление классных уголков 1-11 кл

Аналитико-диагностическая деятельность

Диагностика уровня воспитанности школьников 1-11 кл

Изучение затруднений в работе классного руководителя

Психолого-педагогическое наблюдение за первоклассниками, пятиклассниками, девятиклассниками

Выявление проблемных учащихся

Проведение августовского педсовета

Проведение МО классных руководителей

Программы и тематическое планирование (пдо), комплектование групп

«Лицеистом быть почетно»

Спортивно-оздоровительное

Первенство лицея по футболу «Кожаный мяч» 5-11 кл

Спортивно-оздоровительный фестиваль школьников «Президентские состязания» 1-11 кл

Президентское многоборье 5-9 кл

Научно-познавательное

Подготовка к школьной НПК

Художественно-эстетическое

День учителя

День лицеиста

Посещение театров, музеев, выставок

Месячник по профилактике правонарушений

Правовая клиника

Военно-патриотическое

День пожилого человека

Операция «Ветеран»

Операция «Ценим, почитаем, уважаем»

Участие в окружном военно-патриотическом соревновании «Зарница», огневая подготовка

Общественно-полезная (производственная) деятельность

Работы по уборке школы

Общешкольный субботник

Операция «УЮТ» по благоустройству классных комнат

Туристско-краеведческое

Конкурс фотографий о природе 7 кл.

Работа с родителями

Рейд по микрорайону «Проблема свободного времени учащихся группы «риска» и неуспевающих детей»

Родительский всеобуч «Отец и мать - первые воспитатели»

Классные родительские собрания

Работа с органами ученического самоуправления

Учеба руководителей органов ученического самоуправления по теме «Планирование»

Выпуск школьной газеты «Как мы живем» 5 кл.

Аналитико-диагностическая деятельность

Занятость учащихся во внеурочное время

Изучение социализованности личности учащегося

Методическая деятельность, административный контроль

Проведение семинара для начинающих классных руководителей по оказанию методической помощи в проведении воспитательной работы в классе

Изучение деятельности классных руководителей: 5-х (10-х) классов по адаптации учащихся; 9-х, 11-х классов - по профориентации выпускников

2. Психолого-педагогические особенности учебного коллектива

Характеристика

на 9 Б класс

МОБУ «Лицей №3»

В 9 Б классе 29 учеников, из них 17 девочек и 12 мальчиков. Возраст 14-15 лет. В классе четверо ребят из неполных семей (Аушев Константин, Грязнов Александр, Жуков Артём, Юдин Александр). Все учащиеся класса 1996-1997 г.г. рождения что, безусловно, оказывает большое значение на их взаимоотношения. В классе нет ребят с хроническими болезнями, все ученики относятся к основной группе здоровья. Никому из учеников не противопоказаны занятия физкультурой и трудовые нагрузки. Все эти обстоятельства мт свидетельствовать о том, что класс ведет активный образ жизни, ученики всегда ставят перед собой цели, которых непременно достигают.

Ребята с большим уважением относятся ко всем без исключения учителям, но особенно ученики прислушиваются к мнению своего учителя истории и классного руководителя Доронцовой И.П. Она всегда готова помочь ребятам в решении различных вопросов, не только учебных, но и касающихся жизни вне школы. Наблюдая за их отношениями видно, что учитель и, тем более, учащиеся дорожат этой дружбой.

В классе существует актив. Дети принимают активное участие в общешкольных мероприятиях. Любят конкурсы, спортивные мероприятия. Учащиеся по характеру спокойные. В целом класс дружный. За первую учебную четверть в классе не было случая нарушения общешкольного распорядка. В классе нет учащихся, которые стоят на внутришкольном контроле.

3. Проведение различных форм воспитательной деятельности

За время педагогической практики было проведено внеклассное мероприятие «Химический брейн-ринг» (Приложение 1).

Внеклассное мероприятие «Химический брейн-ринг» проводилось в МОБУ «Лицей №3» между 9А и 9Б классами, студентами группы 08-Хим химико-биологического факультета Колесниковой Г.И., Сухоруковой А.В., Шарыгиной К.Р., Шмойловым А.С. 13 октября 2012 года.

Цели внеклассного мероприятия были следующие:

  1. Обобщение полученных за 8 класс знаний;
  2. Развитие познавательных интересов, творческих способностей, быстроты реакции, логического мышления учеников;
  3. Воспитание умения работать в команде, дисциплинированности, внимательности, ответственного отношения к себе и окружающим, уважения друг к другу, терпимости, умения слушать мнение другого.

При подготовке к проведению брейн-ринга учитывались уровень знаний учащихся, их склонность к командной форме взаимодействия и необходимость пропаганды техники безопасности.

Внеклассное мероприятие проводилось в актовом зале школы на седьмом уроке (с 13.40 до 14.20) в виде интеллектуальной игры. Из классов были выбраны 4 команды по 8 человек («Галогены», «Халькогены», «Металлы» и «Неметаллы»), из оставшихся учеников были сформированы 2 команды для выполнения творческого задания («Теоретики» и «Экспериментаторы»). В каждой команде был выбран капитан, которому вручили сигнальный флажок.

Под руководством ведущих команды выполняли задания на знания химии, эрудицию и логику. Право ответа на вопросы в конкурсах давали капитаны команд. За каждый правильный ответ начислялись баллы (в виде звездочек, которые крепились на ватман). Во время интеллектуального соревнования команды «Теоретики» и «Экспериментаторы» занимались подготовкой жертв кислоты, щелочи, любопытства и взрыва из представленных средств (цветная бумага, ватман, цветные карандаши и фломастеры, ножницы, скотч, клей, туалетная бумага). По окончании брейн-ринга они представили «Парад жертв» на суд учителя химии высшей квалификационной категории, заслуженного учителя РФ Иштеряковой Р.Х. Каждая жертва оценивалась по пятибалльной шкале.

Заработанные по итогам турнира баллы суммировались для каждого класса. Капитанам команд были вручены грамоты и сладкие призы в виде конфет.

Команды работали слаженно. Ученики выполняли задания с удовольствием, активно обсуждали принимаемые решения. Все ребята стремились к победе и не нарушали дисциплину.

Мероприятие проведено успешно, отклонений от сценария не было. Поставленные цели достигнуты, ученики остались довольны. Мероприятие позволило учеником самостоятельно обучать друг друга приёмам техники безопасности и её соблюдения, позволила активизировать знания, полученные ими в 8-ом классе.